florida_rus

Categories:

ВТОРОЙ ПОСЛЕ БОГА

К 95-летию лауреата журнала и друга нашей редакции Михаила Исааковича Ландера (1925 – 2020 г.г.).

                   

Тот летний день 18 июня 1940 года стал едва ли не главным в моей жизни: я был зачислен курсантом Одесской Военно-Морской спецшколы. С тех пор с морем не расставался. Даже военное лихолетье не отбило у меня любовь к морю.
Когда я перебираю свои архивы (это записи на клочках бумаги, всякие вырезки из газет и журналов, блокнотные страницы), мне кажется, что я что-то упустил, не дописал. Все течет и все меняется – таков необратимый закон жизни. Уходят в прошлое родные лица, исчезают друзья и знакомые. В доме, где живешь много лет, появляются новые, все вокруг молодеет. Так устроен мир. И этому нужно радоваться. Вечны только смерть и налоги.
Но часто люди, получившие образование по одной специальности, в жизни занимаются совсем другим. И примеров тому достаточно. Я счастлив, что с детских лет до глубокой старости не изменил своей, избранной с детства, профессии, и не дал ей превратиться в ремесло, ибо это гибель мечты и призвания.
Добраться до капитанского мостика – ой, как не легко, а удержаться на нем еще сложнее. Этот путь очень труден и все время требует совершенства. Глядя с высоты прожитых лет, я не сожалею о выбранном пути. Я повидал весь мир, увидел то, что простому смертному и не снилось. Я дважды обогнул земной шар, четырежды пересекал экватор, командовал грузовыми и пассажирскими судами. Я счастлив, что полгода командовал одним из крупнейших парусных кораблей мира – четырехмачтовым барком «Крузенштерн», сбылась мечта моего детства. Незабываемый рейс под парусами из Балтики на Черное море вернул меня в эпоху парусного флота времен Стивенсона и Конрада.
Жизнь подарила мне знакомство с замечательными людьми и умению с ними общаться. С первых лет капитанства мои мудрые наставники учили (и я это усвоил): главное – это люди. Создать дружный экипаж очень нелегко – на это уходит более года.
Вся трагическая история мореплавания выработала единое правило: для безопасности нужна жесткая (иногда жестокая) дисциплина и подчинение, сосредоточенное в одних руках. В руках капитана. Но и власть капитана ничего не стоит, если люди не поверят ему. Поэтому, чтоб стало понятно, подчеркиваю: главное в морской службе – это не грузы и не пароходы. Главное и бесценное – это люди, экипаж или команда – называйте как угодно – но люди. Эти люди доверяют свою жизнь капитану. Его авторитет дорого ценится и идет впереди него. Авторитет не купишь и не подкупишь. Приобретается долго – теряется мгновенно. Издревле на флоте говорят: «Тhе Cарtain second after God» (капитан второй после Бога), а во времена парусного флота моряки, подписывая контракт о найме (hire-contract), молились «Trust my Life to God and Captain» (доверяю жизнь Богу и капитану).
Во всех странах устав службы на коммерческом флоте одинаков и построен на единоначалии. В силу этого, он не имеет ничего общего с демократией или конституцией и не учитывает ни национальные, ни религиозные особенности. Все действия капитана уложены в двух глаголах – «обязан» и «должен» и один раз только «может». О первых говорить не буду, а о втором – кратко. В случаях чрезвычайного положения, капитан может собрать судовой совет, выслушать мнение всех офицеров, но сделать по-своему. И решение, каким бы оно не было, обжалованию не подлежит. Самая неприятная статья для капитана – № 32. Она гласит: «Отсутствие капитана на судне, не снимает с него ответственности за происходящее на нем».
Да, в море капитан польузется неограниченной властью. Но пользоваться ею нужно очень осторожно, уважая чужую личность, иначе можно скатиться к самодурству. Посмотрите замечательный американский фильм «Мистер Робинсон».
Содружество капитанов очень прочное и спаянное. Я горжусь своим членством во Всемирной Ассоциации Морских Капитанов. И хотя мои помощники, ставшие капитанами, многие уже на пенсии, меня помнят до сих пор, и даже матросы, и боцманы, звонят из многих стран мира. Спасибо, друзья, за память! И за то, что имя мое занесено в Морскую Энциклопедию. Выходит, остался на море и мой след. Значит жил не зря.

 Михаил Ландер, капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.

Фото Александра Росина/Alexander Rossin, журнал «Флорида-RUS».

Журнал «Флорида-RUS» – ноябрь - 11(239), 2020г. 

Рубрика «Капитанский мостик». 

Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.