«Фрам» – значит «вперед»!
«Трудное – это то, что можно сделать немедленно. Невозможное требует несколько больше времени». Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен (10 октября 1861 – 13 мая 1930). Норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки – физической океанографии, политический и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира.
Он мог бы стать художником – и физическую океанографию основал бы кто-то другой. Он мог бы стать королем Норвегии, но по конституции король должен был быть протестантом, а Нансен был атеистом. Он стал тем, кем стал: знаменитым путешественником, ученым, спасателем. Он спасал русских от голода в Поволжье, армян – от геноцида, он дал народам Европы возможность свободно перемещаться по миру с помощью «нансеновских паспортов». Среди обладателей этого документа были Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова…
Страсть к полярным путешествиям появилась у Нансена в плавании за тюленями на шхуне «Викинг». Он привык рисковать. А люди, его окружавшие, привыкли, что доктор зоологии Нансен каждый раз отправляется во все более опасные путешествия.
Когда газеты сообщили о плане Нансена похода к Северному полюсу, его объявили «прекрасно разработанным планом самоубийства». Это путешествие стало главным делом жизни Фритьофа Нансена. Он сам придумал и построил корабль «Фрам» – не просто корабль, но настоящий научный инструмент, специально созданный для плавания во льдах и вместе со льдами. Широкий корпус и округлые борта делали корабль похожим на яйцо, и неспроста: такой корабль льды на раздавят, а выдавят наружу. Жена Нансена Ева по морскому обычаю при спуске «Фрама» на воду крестила корабль шампанским. Позже Нансен вспомнит об этом и в посвящении к мемуарам «Фрам» в Полярном море» написал: «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ждать».
«…Всего трогательнее был интерес к нам бедных рыбаков и крестьян и их приветствия. Они часто приводили меня в изумление; я чувствовал, что они следят за нами с большим волнением.
Помню однажды, вблизи Хельгеланда, какая-то старая женщина без конца махала нам платком с голой скалы. Дом ее лежал далеко от берега, под горою.
– Может ли быть, что она машет именно нам? – спросил я стоявшего возле меня лоцмана.
– Да, без сомнения, – ответил он.
– Но как может она знать о нас?
– О, здесь все знают о «Фраме» и обо всем плавании; в каждой избушке знают. И с нетерпением будут ожидать вашего возвращения, будьте уверены, – ответил он.
Поистине ответственную задачу берем мы на себя, раз весь народ с нами. Подумать только: вдруг все окажется заблуждением!
Вечером я садился на палубе и глядел на берег. На мысах и островах рассеяны повсюду одинокие домики. Здесь ведет свою суровую жизнь норвежский народ в борьбе с каменистой почвой, в борьбе с морем.
Этот народ посылает нас в плавание, в великую, полную опасностей неизвестность – тот самый народ, который стоит там в рыбачьих лодках и с изумлением следит, как тяжело нагруженный «Фрам» медленно движется на север. Многие снимают зюйдвестки и кричат «Ура!», другие успевают только посмотреть на нас. Там, на мысе, толпа женщин, которые кричат и кланяются нам, а на море перед нами на нескольких лодках дамы в светлых летних костюмах и мужчины с веслами машут зонтами и платками.
Да, это они нас посылают. Трогательно видеть это. Вряд ли кто из них толком знает, на что жертвовал свои деньги. Быть может, они слыхали, что затевается опасный поход, – но зачем, для какой цели?.. Не обман ли все это?.. И все же их взоры обращены к нашему судну, и в их сознании при виде его мелькает, хотя на мгновение, новый, непостижимый мир, зарождается стремление к чему-то им еще неизвестному…
А здесь на борту люди, покинувшие жен и детей. Сколько боли причинила разлука, какую тоску и лишения таит в себе будущее? И не выгоды прельстили этих людей. Быть может, честь и слава? Но ведь и они могут оказаться невелики. Нет, это еще и по сей день дает ростки все та же жажда подвигов, то же стремление переступить пределы известного, что кипело в этом народе в эпоху саг. Несмотря на всю погоню за хлебом насущным, не такой уж, пожалуй, перевес имеет в жизни народа мысль о выгодах».
Фритьоф Нансен «Фрам» в Полярном море».
Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS».
Журнал «Флорида-RUS» – сентябрь - 09(225), 2019г.
Рубрика «Художник и зыбкий мир».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com