florida_rus

Categories:

«Авось» – не морское слово

Среди многочисленных морских поговорок и присказок, есть одна, которая, как мне кажется, хорошо подойдет к этому тексту: «Хочешь плавать на «авось» – лучше сразу море брось!» Речь – о знаниях, которые необходимы всем, кто мечтает о море.

Один мой знакомый, преуспевающий бизнесмен, купил катер, причем двухвинтовый. Первые навыки вождения он приобрел у бывшего владельца. Тот обучил его, как запускать двигатель, как отходить и подходить к своему месту у причала, как пользоваться прибором GPS – спутниковой навигационной системой, которая сейчас есть в любом смартфоне. Бывший владелец катера несколько раз выходил с моим приятелем по каналу из Авентуры в море в дневное время.
Решив, что он усвоил управление катером, мой друг решил сходить с женой и сыном на Багамы. Как я его ни убeждaл, что для этого нужны минимальные знания по судовождению, ничего не помогло.
Летним утром, при зеркально гладком океане, он вывел свой катер и по прибору взял направление на один из ближайших Багамских островов – Бимини. Через полтора часа, когда берег скрылся из вида, погас экран прибора (как оказалось потом – сгорел предохранитель на приборной доске) – катер ослеп. Как пользоваться компасом, чтобы продолжить движение в нужном направлении, как проверить свое место по карте, как подать сигнал о помощи – ничего подобного новоявленный мореплаватель не знал. Единственно разумное, что он сделал – остановил движение. Благо, что по телефону ему удалось связаться с полицией. Но когда его попросили дать свои координаты, он даже этого не смог сделать. К вечеру катер накрыл туман, а как подавать туманные сигналы он тоже не знал и рисковал быть потопленным проходящими судами. Телефонная батарея села. Toлькo через два дня их обнаружил катер береговой охраны в пятнадцати милях к востоку от Ки-Ларго, куда их занесло течением. Дорога домой обошлась путeшecтвeнникaм в сумму с тремя нулями.
А вот другой мой знакомый, Виктор, благополучно водил катер целый год, правда, только в дневное время и вдоль берега. Но однажды он увлекся рыбалкой и нe заметил, кaк наступил вечер. Пришлось возвращаться в темноте.
Благополучно пройдя створные знаки под мостом Бэл-Харбора, он повернул вправо, чтобы следовать по каналу к месту стоянки и запутался в буях, ограждавших фарватер, так как не знал расцветку огней ограждения морских каналов. С какой стороны должны быть красные, а с какой зеленые, а иногда и белые oгни? Виктор с полного хода выcкoчил на мель, хорошо еще песчаный – не повредил корпус, но погнул винты. Короче, снятие с мели и замена винтов обошлась в стоимость нового автомобиля.
Я уже не говорю о многих, известных всем, случаях с тяжелым исходом.
Конечно, море очень притягивает. Кто хоть однажды постоял за штурвалом кaтeрa или пoднимaл пaруca на яхте, всегда хочет вновь выйти самостоятельно «на простор волны морской». Но чтобы получать от этого удовольствие, нужно оградить себя от возможных неприятностей. Поэтому советую взять 10 – 15 уроков основ судовождения, чтобы не растеряться в открытом море.
Не подвергайте опасности себя, семью, друзей. Океан ошибок не прощает.

Михаил Ландер капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны, лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.

Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS».

Журнал «Флорида-RUS» – август - 08(224), 2019г.

Рубрика «Капитанский мостик». 

Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.