Здесь из каждого окна Церетели нам видна
В логоцентричной России всегда было трудно понять, где кончается литература и начинается жизнь.
Не могу вспомнить, где именно у Ильфа и Петрова (вроде как в записных книжках Ильфа, но не уверен) была чудесная история про то, как в одном уездном городе решили собрать денег и поставить памятник местному герою-будённовцу.
Но когда памятник был уже готов, выяснилось, что денег не хватает. И тогда решили отказаться от лошади. Так и стоял на постаменте этот герой Красной армии – с шашкой наголо, в позе верхом, но без лошади.
А в прошлом году в селе Косиха Алтайского края поставили памятник своему самому знаменитому земляку – поэту Роберту Рождественскому. За авторством неутомимого Зураба Церетели. Мечтающего, чтоб из каждого окна Церетели вам видна.
Бронзовая скульптура повторяет известную всем поклонникам фотографию, где поэт задумчиво сидит с сигаретой. Вот только на памятнике ее нет.
Хотя на утвержденных дочерью поэта эскизах, гипсовой модели памятника и в момент, когда скульптуру отливали в бронзе – сигарета в руке точно была. Но потом Зураб Константинович, как всегда, предпочёл исторической правде колебания генерального курса партии.
И теперь поэт всё также задумчиво смотрит вдаль – но при этом кому-то там зачем-то нехотя машет растопыренной ладонью, словно руку ему свело суровой судорогой. Оставляя у зрителя ощущение лёгкого безумия. Зато никакой пропаганды нездорового образа жизни – ведь дети смотрят!
Возникала, правда, у меня версия, что Церетели решил так отобразить слегка сумасшедшие строки из поэмы «До твоего прихода»:
Люб-
(Руки разбросаны.
Губы закушены.
Волосы скомканы.)
лю!
(Стены расходятся.
Звёзды, качаясь,
врываются в
комнаты.)
Но… это как-то слишком сложно для Зураба Константиновича.
Из Фейсбука.
Журнал «Флорида-RUS» – август - 08(224), 2019г.
Рубрика «Художник и зыбкий мир».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com