florida_rus

Categories:

В атаку идет дирижабль!

Как их только не называют: стратостаты, цеппелины, дирижабли, аэростаты… но факт остается фактом: огромные и неспешные, точно бегемоты, сигарообразные наполненные гелием баллоны с развитием авиации и космонавтики не исчезли из жизни. Трудно сказать, как в других землях, а у нас во Флориде дирижабли используют часто и охотно: для экскурсий, воздушных прогулок и рекламы.
Но мало кто знает, что в годы Второй мировой войны дирижабли были на службе в военно-морских силах США. А на юге округа Майами-Дейд, там где сейчас зоопарк, железнодорожный музей и южный кампус University of Miami, в начале 1942 года началось сооружение самого крупного в истории Южной Флориды строительного объекта: Ричмондской военно-морской авиационной станции (Richmond Naval Air Station – NAS). Его территория гигантская: 2500 акров или 1011,7 гектаров!
Свое название военно-морская база и аэродром Ричмонд получили от лесопильного завода «Richmond Lumber Company», который находился здесь в начале 20 века. По тем временам это была очень дальняя окраина: более 19 миль на юго-запад от даунтауна Майами.
После нападения Японии на Перл-Харбор и вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну немецкие подводные лодки стали подходить опасно близко к берегам США и атаковать грузовые и военные суда США и союзников. Для того, чтобы обеспечить безопасное продвижение конвоев в Атлантике и Мексиканском заливе, в начале 1942 года было принято решение начать строительство крупнейшей противолодочной базы. В том числе –воздушную станцию для дирижаблей LTA (Lighter Than Air). Главная цель Richmond Naval Air Station – обнаружение немецких подводных лодок, противолодочного патрульного, спасательного, эскортного и коммунального обслуживания в прибрежный водах Южной Флориды и на островах.
Строительство шло быстрыми темпами. Использовали как местную древесину, так и миллионы пиломатериалов, поставляемых с Тихоокеанского северо-запада. Более 13 миллионов долларов было потрачено на создание полностью независимой базы! По тем временам невероятная сумма. Каждый из трех ангаров имел высоту 16-этажных зданий, а их длина составляла 1088 футов(331,6 метра). Двери на каждом конце ангара состояли из 6 панелей, катящихся по стальным железнодорожным путям, встроенным в бетонный фартук. Каждая дверная панель имела высоту 120 футов и толщину 3,5 фута и считается самой крупной дверной панелью, когда-либо созданной и изготовленной. Каждый ангар стоил приблизительно 2 500 000 долларов США.
Когда все было подготовлено, на аэродроме NASC в Ричмонде разместили посадочные площадки диаметром две тысячи футов, восемь опорных площадок, две взлетно-посадочные полосы, гелиевый завод, три огромных бетонных установки для парковки дирижаблей – своеобразные вешалки. Двадцать пять дирижаблей обслуживали и готовили к полетам три тысячи человек!

Жаркой летней ночью 18 июля 1943 года два экипажа дирижаблей покинули военно-морскую базу Ричмонд и заступили на патрулирование южных берегов Флориды. Лейтенант Нельсон Гриллс и его команда из девяти человек на борту дирижабля К-74 отправились сопровождать проход через Флоридский пролив грузового судна и танкера. В состав экипажа К-74 входили: пилот и командир дирижабля лейтенант Нельсон Гриллс, второй пилот и помощник командира Яндович, штурман Дэмли Эверсли, механики-бомбардиры Айседор Стессел и Шмидт, бортстрелок-оператор Экерт, радист Роберт Берн, помощники радио-оператора Гиддингс и Райс, и помощник стрелка-оператора Ковальский. Дирижабль лейтенанта Гриллса должен был идти над судами, а второй дирижабль пошел южнее, стараясь заранее отследить возможный подход немецких подлодок из Карибского моря.

Незадолго до полуночи радар К-74 обнаружил два корабля, которые он должен был сопровождать, и дирижабль лейтенанта Гриллса направился к ним.
Неожиданно на радаре появился третий, неопознанный сигнал. Подойдя ближе, американские пилоты увидели немецкую подводную лодку. Это была U-134. Пользуясь темнотой, немецкие подводники работали на поверхности, заряжая свои батареи, чтобы позже опуститься на перископною глубину, подойти к конвою и торпедировать суда.
Появление дирижабля было настолько неожиданным, что немцы замешкались. Этим воспользовался лейтенант Гриллс. Он решил не дожидаться помощи от надводных кораблей или самолетов-истребителей, и отдал приказ экипажу дирижабля атаковать подводную лодку. Бой был коротким и неравным: дирижабль слишком крупная цель, чтобы в нее не суметь попасть. Снаряд из палубного зенитного орудия подводной лодки попал в один из двигателей дирижабля, К-74 загорелся, но успел открыть ответный огонь из 12,7 мм пулемета и даже сбросить глубинные бомбы. Через несколько минут все было кончено. Горящий дирижабль упал в воду, а подводная лодка U-134 ушла в темноту моря.
Но хотя дирижабль был потоплен, свою задачу он выполнил: немецкие подводники бежали с поля боя, и конвой не был атакован.
Несмотря на пожар и падение в воду, все члены экипажа К-74 благополучно продержались восемь часов в воде и были спасены на следующий день охотником за подводными лодками Submarine chaser USS SC-657 и эсминцем USS Dahlgren. Погиб один член команды, помощник авиационного машиниста второго класса Айседор Стессел. Раненый, он отстал от группы и в последний момент был убит акулами.
Военно-морская комиссия внимательно изучила действия лейтенанта Гриллса и пришла к выводу, что командир поступил верно. В результате, благодаря мужественным действиям экипажа дирижабля К-74, были спасены оба торговых судна.

Приказом командования раненые члены экипажа Шмидт, Райс, Яндович и Айседор Стессел (посмертно) были награждены медалями Пурпурноe Сердцe (Purple Heart). На снимке.
А спустя 15 лет, в 1958 году, военно-морские аналитики выяснили, что глубинные бомбы дирижабля K-74 повредили рули на U-134 и это не позволило подлодке уйти на глубину. Именно это повреждение впоследствии помогло британским пилотам выследить и потопить немецкую подводную лодку у берегов Испании. Лейтенант Нельсон Гриллс был награжден высшей наградой военных летчиков за храбрость, проявленную в боевых условиях, «Крестом лётных заслуг»(Deserved flying cross).К-74 был единственным сбитым огнем противника дирижаблем во время Второй мировой войны. Но и единственным в истории воздухоплавания дирижаблем, сумевшим нейтрализовать подводную лодку.
Сотрудники отдела расследования и аналитики журнала «Флорида» проследили за дальнейшим жизненным путем командира дирижабля K-74 Нельсона Гриллса.
Нельсон родился в Декейтере, штат Иллинойс, 26 апреля 1912 года. Он был старшим из трех детей у Гринера Рейгана Гриллса и Минни Тельмы (Дулана) Гриллс. Семья переехала в Хаммонд, штат Индиана, где его отец работал на железной дороге Индиана Харбор Белт. Нельсон вырос в Хаммонде, промышленном городе, недалеко от Чикаго. Его соседями были рабочие: черные, мулаты, евреи, ирландцы и поляки. Позже Дриллс напишет, что эти люди хорошо интегрировались в американскую жизнь задолго до того, как кто-либо когда-либо слышал о слове «интеграция». Став юристом, Нельсон активно занимался вопросами гражданских прав. В 1940 году он получил стипендию для обучения в Колумбийском университете в области законодательного и конституционного права. Перед переездом в Нью-Йорк он женился на Риве МакМахон(Reva McMahon). Они разлучались только раз, когда Нельсон уходил на войну.

После демобилизации Нельсон ненадолго вернулся в Чикаго, чтобы практиковать право, а затем переехал в Индианаполис, где он преподавал на юридическом факультете Университета Индианы. Они прожили с женой 64 года и умерли если не в один день, то в один год, с разницей всего лишь в несколько месяцев. И были похоронены в одной могиле.
И это второй рекорд ветерана 2-й мировой войны Нельсона Гровера Гриллса. Согласитесь, немало для одной жизни.

Текст и фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS» и сайта https://stationhypo.com

Журнал «Флорида-RUS» – июль - 08(224) 2019г.

Рубрика «Флоридские тайны». 

Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.