florida_rus

Category:

Богатство или подводный пузырь?

Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.

Почему-то бытует мнение, что подводные кладоискатели становятся владельцами найденного. Нашел, поднял и загребает, восклицая: «Это все мое!»
На деле вовсе не так. Морское право по отношению к затонувшему имуществу полно казуистики. В чьих водах найдено, страховую сумму, принадлежность до отгрузки и после и еще много разных специфических вопросов, решаемых международным судом. Я не специалист в этой области, но изучал морское право в течении пяти лет в разделе «судовождение и грузоперевозки». Ах, как мне это пригодилось, когда в Ванкувере, в 1972 году, после погрузки и перед выходом в рейс, портовый буксир ударил и помял часть борта моего судна ниже ватерлинии. Я вызвал для осмотра инспектора Морского Регистра, и он запретил нам выход в море до устранения повреждения.
Скандал был неимоверный – потеря эксплуатационного времени плюс ремонт и задержка груза – убытки на сотни тысяч долларов. За девять суток судно с грузом подняли в док, устранили повреждение и разрешили выход в море. Порт оплатил все убытки, а я получил премию от пароходства в 700 долларов. Представляете, какие это были деньги в то время!
А знаете ли вы, что купленный вами билет юридически является контрактом между вами и судоходной компанией? 56 пунктов в вашу защиту, включая простуду от кондиционера?
Но вернемся к нашей теме. Поиск и подъем подводных ценностей – очень дорогое мероприятие. Этим занимаются специальные компании. Одна минута работы водолаза на глубине 250 метров стоит 400-500 долларов. Поэтому подводные специалисты всегда оценивают примерную стоимость клада и решают – «стоит ли»?
Этому предстоит кропотливая работа. Место обнаружения засекречивают, потом копаются в архивах. Хорошо, если удается установить название затонувшего корабля. Об этом я подробно рассказывал в очерке «Золотой крейсер», опубликованном здесь же, в журнале «Флорида», в 2003 году: http://www.florida-rus.com/06-01/June%202004%20lander.htm .
А сколько еще пропало драгоценностей, отправленных морем из СССР и Англии в Америку во время Второй мировой войны!
Прошли годы. Ушел в небытие кровавый век. Казалось бы, в истории с затонувшим ленд-лизовским золотом можно было бы поставить точку, как вдруг 9 октября 2015 года руководитель американской компании Sub Sea Research, специализирующейся на глубоководных работах, Грэг Брукс сделал сенсационное заявление, которое опубликовали информационные агентства мира и РИА «Новости»: «В нейтральных водах, у побережья Гайаны, на глубине 250 метров найдено затонувшее судно с ленд-лизовским золотом и бриллиантами на борту общей стоимостью более трех миллиардов долларов – крупнейший клад в истории, найденных на морском дне. Обнаруженное торговое судно было торпедировано в 1942 году немецкой субмариной на пути из Англии в США. Ценности принадлежали Британии и СССР. По данным руководителя экспедиции Грэга Брукса на обнаруженном судне находятся десять тонн золотых слитков. Семьдесят тонн платины, технические алмазы и бриллианты общей массой 16 миллионов каратов. Стоимость найденного оценивается 2,6 млрд фунтов стерлингов ( 3,64 млрд долларов). Координаты и точное название найденного парохода компания Sub Sea Research не сообщает, опасаясь ограбления».
Удивительно, но на эту информацию не последовало никакой реакции со стороны владельцев ценностей Англии и России или получателя США. Правительства ни одной из стран не сделало официальных заявлений в связи с находкой. Полная тишина. Тогда компания Sub Sea Research заявила, что заберет себе все, что обнаружила на дне Атлантики.
Но тут вступает в силу его величество «Морское Право». Гайана, у побережья которой найден клад, на сокровища претендовать не сможет: территориальные воды этой страны распространяются на 12 морских миль от побережья, а корабль, по данным поисковиков, затонул в 40 морских милях от берега. Юридически этот груз не является культурным наследием — для этого он должен был пролежать под водой минимум 100 лет. Так что по закону найденное должно достаться владельцам груза — в данном случае России и Великобритании.
Но тут же у дотошных юристов возникло множество вопросов, которые невозможно обойти.
Откуда известно, что на судне ценности, если для доказательства не поднят ни один слиток золота? А ведь каждый слиток имеет свой шифр. Откуда известно о количестве, если каждая отправка является государственной тайно за семью печатями? Каждая партия такого груза отправлялась только на крейсерах в сопровождении конвоя. Но никогда ни на каком пароходе.
Почему за долгие годы никто ни словом не обмолвился о пропавших ценностях? Почему судно оказалось далеко на юге, у Гайаны? Оно что специально шлялось по Атлантике в ожидании торпеды? Почему ни английское, ни российское правительство до сих пор никак не отреагировали на сообщение о находке? А от этого зависит ответ на вопрос, кто владелец клада. Согласно американскому законодательству, компания Sub Sea Research должна публично заявить о своей находке и представить поднятые доказательства, сохраняя в секрете детали и название транспорта. Если найденные ценности действительно ленд-лизовские, то отправители были или СССР(ныне Россия) или Англия – тогда данные вопросы решаются на уровне глав правительств, никак не ниже.
Глава компании Sub Sea Research Грэг Брукс заявил, что его компания ни с кем делить не собирается. «В худшем случае, мы заберем 90 %!» Но по закону такое заявление полный абсурд, ведь если компания поднимет золото, то они получат только процент, на который согласятся руководство государств владельцев золота. В противном случае, действия компании Sub Sea Research будут квалифицированы как пиратские.
Вообще действия руководства такой именитой компании выглядит весьма странно. Если они действительно нашли золото, то должны были в спешном порядке заключить договоры с государствами-владельцами. В противном случае они могут запросто проиграть тендер на подъемные работы. Многие компании считают, что Sub Sea Research просто блефует, поскольку находится в финансовом затруднении, требующего денежных вливаний. Поэтому они держат в тайне место и название корабля.
Но долго ли удастся хранить свою тайну? Вскоре в прессе появилось сообщение, что найденный корабль – это американский транспорт «Порт Николсон», потопленный в июне 1942 года в 40 милях от Гайаны немецкой подлодкой U-87. Однако и тут большая неувязка. На самом деле «Порт Николсон» был атакован не у Гайаны, а у Бостона, недалеко от мыса Кейп-Код. Пароход шел из Нью-Йорка с оружием и военной техникой и никаких сокровищ на его борту не было. При этом «Порт Николсон» шел не в одиночку, а в составе охраняемого конвоя. 12 июня 1942 года немецкая подлодка U-87 удачно атаковала два парохода: американский «Чероки» и британский «Порт Николсон». Кстати, эта субмарина была таранена и уничтожена канадским эсминцем у берегов Португалии 10 апреля 1943 года.
Имеются еще несуразности о найденном судне. Грэг Брукс утверждает, что сведения о затопленном судне он получил из бортового журнала подлодки. Здесь тоже не все понятно. Мог ли командир немецкой субмарины прочесть в перископ точное название судна, которое он утопил, да еще ночью? Полный бред!
Так что это за судно, на котором везли гору золота и об этом никто не знает? Представители фирмы Брукса заявляют чть вот-вот из одного из портов Луизианы отправится судно, которое достанет подводные сокровища. Только после этого они сообщат стоимость груза и название затонувшего судна. Финансовое положение фирмы Sub Sea Research требует дотаций, а спонсоры не спешат из-за многочисленных нестыковок в достоверности находки. Непонятное поведение фирмы Sub Sea Research вызывает обоснованное подозрение : а был ли клад вообще, обманув доверчивых общественность и банкиров.
Перед государством разыгрывается хорошо продуманный спектакль с целью получения крупных долгосрочных кредитов и рекламой фирмы Sub Sea Research. Такое уже раз в истории было. Время покажет – что же действительно найдено у Гайаны? Но вдруг на эту новость уже откликнулись и ведут переговоры именитые голландская, норвежская и шведская компании глубоководных работ. Значит эта информация о подводном кладе сработала в пользу знаменитого правила подводных искателей «стоит ли?»

Журнал "Флорида-RUS" – июнь - 06(222) 2019г.

Рубрика «Капитанский мостик» 

Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.