Бутылка с греческой фелюги
Эта бутылка, выброшенная морем, напомнила мне моего школьного учителя. Его звали Константин Павлович Сариев. Как-то, в классе пятом мы были, он рассказал историю нам про юнгу с греческой рыбацкой фелюги, которого спасла бутылка с запиской. Но подробности я не помню. Да и не важно.
Константин Павлович был понтийским греком. Странная фамилия, вроде, и не греческая. Из любопытства набрал ее в Гугле и попал на сайт, который называется «Греческий Мартиролог. Репрессии греков бывшего СССР». И в списке от 5 июля 1938 года приговорённых Ежовым и Вышинскими к расстрелу и долгим срокам среди понтийских греков, живших в Абхазии, я нашёл и Сариева Якова Харлампиевича, однофамильца или родственника нашего Константина Павловича. Якову дали 10 лет…
Вспомнил другого моего земляка, Георгия, с которым познакомился, когда жил в Фремингейме под Бостоном. Мы пили у меня дома метаксу и он рассказывал, как загнали их, абхазских греков, в теплушки и везли из теплой Абхазии через оледеневшую страну в Казахстан. Из всего вагона выжил только он и еще один молодой парень. До сих пор жалею, что не записал тогда на диктофон его рассказ!
Деда моей жены и всю эстонскую общину в Перми расстреляли тоже накануне войны. О белоруске Наде Кларк, которую девчонкой упекли в лагеря за то, что она родилась в Америке, я написал. Но сколько жутких историй прошли мимо: татары, армяне, греки, грузины, евреи, эстонцы, немцы,чеченцы, латыши, литовцы… гибли только за то, что имели “не ту” национальность или фамилию.
Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS».
Журнал "Флорида-RUS" – декабрь - 12(216) 2018г.
Рубрика «Художник и зыбкий мир».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com