florida_rus

Categories:

Два капитана

Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.

Бывают такие минуты, когда жизнь
вдруг переходит на другую скорость -
все начинает лететь, лететь и меняется
быстрее, чем успеешь заметить.
Вениамин Каверин «Два капитана».

Слышали такое выражение — «завязать узелок на память»? Наверняка слышали. А те, кто постарше, конечно, и видели в своём далёком детстве этот самый узелок. Его завязывали на носовых платочках наши бабушки. Помните, вытащит, бывало, старенькая бабушка свой платочек, увидит узелок, и сразу всплеснёт рукам: «Вот ведь, какая я! Чуть не забыла, спасибо, что узелок на платочке подсказал!»
Мне иногда кажется, что у меня в голове целый клубок нитей с узелками – за какой ни потянешь, сразу оживает. Так и этот узелок – о роковой ошибке двух черноморских капитанов.
Позвонил из Одессы мой давний товарищ по плаваниям электромеханик Дима Родичев:
- Привет, Мастер! Долгих тебе лет. Налей рюмку, мы сегодня поминаем капитана Маркина. Поправили его холмик на могилке. За десять лет там только казенный камень, но зла на него никто не держит.
- Молодцы, что поминаете, грех зло держать, – ответил я.
И тут же развязался давний-давний узелок… 31 августа 1986 года – трагическая гибель пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Все газеты страны пестрели заголовками «Черный рейс», «Черноморский «Титаник», «Катастрофа века»… и другие не менее эффектные, воруя текст друг у друга и искажая действительность. Я – свидетель и участник тех событий, был членом следственной комиссии. Об этом опубликовал очерк в журнале «Флорида-RUS», он назывался «Пocлeдний рeйc «Aдмирaлa Нaxимoвa». Кому интересно, могут прочитать в архиве журнала за июль 2006 года.

Но речь сейчас не об этом, а о судьбе капитанов виновников той трагедии – Вадима Маркова и Виктора Ткаченко. Роковая ночь 31 августа 1986 года перевернула всю последующую жизнь этих людей. Капитана теплохода «Адмирал Нахимов» Маркова обвинили в гибели сотен пассажиров. Он неправильно отреагировал на произошедшую ситуацию, не был в тот момент на рабочем месте, был нетрезв. Признали вину и капитана «Петра Васева» Виктора Ткаченко. Именно его судно врезалось в борт «Нахимова». Последствия морской катастрофы были ужасными: из 1243 находившихся на борту людей погибли 423 человека.

Морская инспекция точно установила причину столкновения: грубое нарушение обоими капитанами международных правил предупреждение столкновений морских судов – МПСС. Вину за аварию суд возложил на обоих капитанов, оба получили длительные сроки заключения и только в 1992 г. указами президентов России и Украины были помилованы и выпущены на свободу.
Капитан Вадим Марков после освобождения жил в Одессе, и по иронии судьбы работал в морской инспекции «учил других основам безопасности»! Однако журналисты со всего мира, родственники погибших и, надо понимать, собственная память о случившемся, преследовали Вадима до последнего дня. Марков бросал трубку, прятался, бежал от всех. Ему было стыдно. На пенсии болел, а в последнее время его доконал рак, от которого он в 2007 году скончался.
Вадима Маркова похоронили на Втором городском кладбище в Одессе возле его жены Нелли – дочери знаменитого капитана Ригермана. К слову, капитан Ригерман был председателем экзаменационной комисси моего выпуска.
Виктор Ткаченко – капитан с не менее трагической судьбой. Он прошел большой и трудный путь от курсанта мореходной школы до выпускника морской академии, от матроса до капитана дальнего плавания. Жизнь этого способного и трудолюбивого человека, к сожалению, закончилась печально. После столкновения и тюрьмы злой рок продолжал преследовать его. Выйдя на свободу, он взял фамилию жены – Тальор, переехал в Израиль, но продолжить морскую службу не удалось: в базе данных капитанов дальнего плавания он числился виновником аварии с человеческими жертвами. Диплом капитана можно повесить за ненадобностью на стену на всю оставшуюся жизнь. Но, как и большинство настоящих моряков, без моря Ткаченко жить не мог, он с большим трудом устроился капитаном частной прогулочной яхты, которую надо было перегнать из Канады. Виктор предполагал за 2-4 недели подготовить яхту к такому серьезному переходу, но она оказалась в таком плачевном состоянии, что доводка её «до ума» взяла 2 месяца. Понимая всю сложность перехода, Виктор ежедневно контролировал ремонтные работы. Нужно было выйти до наступления осенних штормов, и 7 сентября принял решение идти в океан. Но, отойдя примерно на 80 миль, яхта попала в ураганный шторм. Служба береговой охраны Канады получила сигнал SOS и немедленно приступила к поискам.
Через 22 часа, 8-го сентября, были найдены три тела в ярко-оранжевых спасательных жилетах. Смерть наступила в результате гипотермии, переохлаждения. Максимальное время пребывания человека в воде с температурой +10 градусов Цельсия составляет 3 часа.
16-го сентября Виктора Ткаченко похоронили в Тель-Авиве. В израильской земле он покоится в форме капитана.
С годами трагедия «Адмирала Нахимова» стала обрастать в печати какими-то мифами и вымыслами: от сдвига Бермудского треугольника до искривления поверхности в этом районе Черного моря. Это все чушь. Виной всему преступная халтность. Правила предупреждения столкновений – это догма, и никакому толкованию не подлежат. Это не тора или библия, а морской закон.
Результат – невинные человеческие жертвы и трагедия многих семей. Но мне, как члену следственной комиссии, до сих пор не понятно, как такое затмение в голове могло произойти одновременно у двух опытных капитанов. Об этом знает только Бог – он и судил их.

На снимках: Теплоход «Адмирал Нахимов» в порту Сочи.
Сухогруз «Петр Васёв» после столкновения.

Журнал "Флорида-RUS" – сентябрь - 09(213) 2018г.

Рубрика «Капитанский мостик».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.