florida_rus

Category:

Мой друг Вилен


19 сентября исполняется 80 лет Вилену Солохину. Великому артисту, великому человеку, моему давнему, доброму и славному другу.

«Вилен Петрович Солохин (19.IX.1938 – 4.VIII.1998) – руководитель номера «Акробаты на «русской палке» с амортизаторами». В первом составе номера: нижний – Евгений Сергеевич Захаров, верхний – Вячеслав Николаевич Теплов. Окончили ГУЦИ (1959 год; режиссер.-педагог Н. Степанов). Выдающийся трюк номера – 9-12 арабских сальто подряд (в темп) на середине трубы (исп. В. Теплов)». Из энциклопедии.
Приснился мне вот какой сон. Виля Солохин предлагает начать издавать журнал «Каскадер». Почему такое название, ведь журнал о цирке? Но спорить не стал, отметил только про себя, что Вилен не так прост, каким всегда казался.
Он говорит спокойно, глядя мне в глаза и подбирая каждое слово: «Закупаем огромный парусный катамаран или баржу, на ней устанавливаем манеж и складные ряды для зрителей и погнали по Волге или по Миссисиппи».
Из-за маршрута возникли споры. Посыпались другие предложения: порты Средиземного моря, Карибские острова…
Мы сидим на кухне у Вилена на Юго-Западе в Москве. Нас – человек 15, самые разные люди, от известных писателей до дагомысских хулиганов. Странная компания. Идея тоже странная. Можно ли в одну телегу впрячь? И зачем этому цирку журнал? Но я много лет знаю Вилю. Добрее людей мало встречал в своей жизни. Он делает это для меня, соединяет во едино все, что я люблю: журнал, парус и цирк. «Виля, – ты настоящий друг!» – кричу я и чуть не плачу от восторга.
Дальше не помню. Шурик яростно замяукал и разбудил.
И вдруг понял, что никого из сидевших на этой маленькой кухне уже нет. Нет Вилена, нет его жены Жени, нет их сыновей, Вильки и Спартака, нет писателей и хулиганов, что сидели только что рядом со мной в застолье на маленькой кухне у Солохиных. Но раз снятся, раз я с ними планирую делать журнал, лодку и цирк, значит, где-то есть, значит, еще поработаем!
Когда-то давно-давно, может быть, сорок лет назад, я написал о Солохине очерк. Опубликовал его где-то, сейчас не помню, а потом вставил в свою книгу очерков о цирке «Волшебный круг манежа». Книга эта вышла в издательстве «Полымя» в 1985 году, и с тех пор я очерк не перепечатывал. Думаю, 80 лет Вилена – достаточно крутая дата, чтобы, пусть с сокращениями, но повторить тот давний текст.

Поиск и обретения

- Мне нужны мячи, – мальчик наклонил голову и просительно посмотрел на мать. – Почему ты не даешь мне мячи?
- Спартак, – успокойся, пожалуйста, – женщина мягко положила руку на плечо сына. – Они у тебя раскатываются, мешают артистам разминаться.
Мальчик упрямо отступил на шаг:
- Мне нужно репетировать.
- Зачем тебе мячи? – удивился я. – Разве ты не будешь акробатом?
А как иначе должен был спросить я у этого насупленного паренька? Кем еще должен стать Спартак, если его папа, мама и старший брат – цирковые акробаты. Солохины!
…Я стоял у входа в цирк, внимательно просматривая фамилии на афишах и вдруг – «Скоморошники» – акробатический ансамбль под руководством заслуженного артиста РСФСР Вилена Солохина».

С тех пор, как режиссер Николай Лаврентьевич Степанов выпустил из циркового училища трех способных акробатов – Теплова, Захарова и Солохина, прошло без малого четверть века. А их там до сих пор помнят. Солохины – так для краткости назвали это акробатическое трио по фамилии его руководителя Вилена Солохина. Теперь их знают и в цирках страны, и за рубежом. В одном только Париже четыре раза выступали. Слава их была заслуженной, трюки – чуть ли не каждый – рекордные.
«Выступление прыгунов на пластичном канате(трио Солохиных) строится следующим образом. Канат прикрепляется резиновыми жгутами к барьеру. И в то же время два артиста поддерживают его на своих плечах, превращая в своеобразный трамплин. Третий артист становится на него, отталкивается, делает в воздухе головоломные упражнения и снова приходит на канат. Солохины исполняют такие сложные трюки, как сальто-мортале-пируэт, двойное сальто-мортале, десять сальто-мортале подряд… Если бы двадцать лет назад кто-нибудь сказал о возможности создания такого номера, его сочли бы просто фантазером». – Искусствовед профессор Ю. Дмитриев предельно точен. Номер Солохиных в 60-е годы был и вправду уникален. Но не только по трюкам. Объединившись, исполнители стали одним целым. Обычно такое бывает после многих лет совместной работы-притирки. Здесь же все сразу стало на свои места. Разные, не похожие в жизни, ребята интуитивно чувствовали, понимали друг друга на манеже.

Почти невероятно, но за много лет выступлений у них практически не было травм. Это тоже показатель. А главное, они были органичны на манеже. Номер Солохиных шел на одном дыхании, без пауз, без остановок, в невероятном темпе. А еще они были юны, раскрепощены, обаятельны. И это тоже подкупало.
И все-таки великолепная тройка распалась. Ребята стали мастерами манежа, но не заштампованными. Они сумели трезво взглянуть на свою работу и поняли: все лучшее уже сделано, а дальше… может, вовремя уйти, пока спада не замечает никто, даже дотошные цирковые старички?
Это было мужественное решение, и они приняли его. Каждый пошел своим путем. И для каждого путь этот был сложен. Потому что манеж, как раскрытая ладонь: спрятаться, пристроиться, незаметно прошмыгнуть по нему нельзя – все видно. Солохину было трудней – слишком известным стало его имя в цирке. Он понимал: выбирать, решать нужно самому, никто не поможет.
Он выбрал. Я помню это время. Разговоры ходили самые разные, часто противоречивые. Новую работу не то чтобы отрицали, нет, ее попросту не принимали. Еще свежа была в памяти тройка, хорошо помнился прежний номер.
А время неумолимо. И усталось, и недовольство собой, бессонные ночи, годы репетиций – все это давит и дает знать. И для партнеров он уже не Виля, а дядя Виля или Вилен Петрович, и в волосах первая седина, и за кулисами после окончания номера отдыхает дольше, чем раньше…
Но это за кулисами. А там, на манеже, в ярких разноцветных прожекторах, на глазах полутора тысяч зрителей было чудо. И каждый артист ансамбля – в образе, у каждого свой характер: сдержанный, Сергей Лебедь, наивный, мягкий Саша Кузин, добродушный богатырь Вилен Солохин-младший, сам Солохин – быстрый, азартный – настоящий мотор, лихая Евгения Солохина и, конечно, признанный лидер, запевала всей этой скоморошьей братии рыжий солист Жена Найденкин – характер удивительно русский, в котором уживаются и смелость, и хитреца, и прямота, и веселый нрав…
Как соединить трюк и образ? Как сделать так, чтобы трюк раскрывал образ?
В том, насколько сложно научиться выполнять даже самый простой каскад – падение с барьера в манеж, – я убедился как-то на репетиции, которую проводил Вилен.
- Каскад с налету не сделаешь. Падать уметь нужно. Ты ведь профессионал, а таких вещей не знаешь. Смотри, – Солохин встал на край барьера, пятками съехал в манеж, перевернувшись через левый бок, ударил правой рукой по барьеру и, еще раз перевернувшись, но уже через правое плечо, шлепнулся на ковер. – Вот, примерно, так. Попробуй сам.
Воспитанник Солохина, молодой акробат, потирая ушибленный бок, с сомнением покачал головой:
- У меня и медленно так не выйдет, не то что в темп.
- Ничего-ничего, – ободряюще кивнул Солохин, – получится, это ж простой каскад…

Я смотрел эту новую работу Солохина несколько раз и всякий раз верил в ее первозданность. Трюки – сложные, эффектные. Костюмы – яркие, пестрые. Лица скоморохов – сияющие, неповторимые: «Только для вас, только сегодня!» – и дух захватывает.
Вы видели русскую ярмарку? Она именно такая, какую рисуют на манеже «скоморошники». И веселье в ней, и удаль, и размах, и удивительные чудо-превращения. В этом потоке буйной радости, в этом мелькающем калейдоскопе есть всё – от мышечного напряжения и безудержной энергии до ярких красок праздника.
Праздника для всех и прежде всего для самого Вилена Солохина. Потому что его поиск хоть и трудным был, но не напрасным.

 Александр Росин  
Фото из архива автора.

Журнал "Флорида-RUS" – сентябрь - 09(213) 2018г.

Рубрика «Между нами».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.