florida_rus

Categories:

В Бока-Ратон к Олегу Фришу


Хотя я множество раз видел на хайвее название Бока-Ратон, слышал об этом местечке мало.
Дочка, знающая испанский в совершенстве, сообщила, что в переводе это «Мышиный рот».
Я ей показал свои скудные знания о Бока-Ратоне, рассказав о теннисной академии Крис Эверт, одной из выдающихся теннисисток нашего времени. Ну и, конечно, высказал свои предположения, что евреев в Бока-Ратоне больше, чем пальм.
Мой опыт общения с любым американским евреем Южной Флориды свидетельствует, что или он сам, или кто-то из его семьи, или, скажем, член синагоги, нелюбимый тесть или даже сосед, живёт или собирается переeзжать в Бока-Ратон. Ну, неужели вы не слышали такие фразы: «В Боке – лучшие условия для пожилых!», «Бока-Ратон – это, что-то!» Или: «Поехали в «Боку» на ланч, там салмон в деликатесном ресторане, ну полцены от Sunny Isles!»
Ну, а если без шуток, место действительно интересное: там и важные офисы IBM, и даже знаменитые медицинские исследовательские лаборатории.
На этот раз поехали мы туда повидать и послушать старого музыкального собрата Аэлиты, известного радиоведущего, телевизионного персонажа и, конечно, певца с замечательным репертуаром – Олега Фриша.
Лично я, как вам всем известно, не воспринимаю и не понимаю поп-музыку и певцов из России. Не то, что не люблю, совершенно не так! Просто, я вырос на американской музыке. Еще с 50х годов слушая ее в Риге. Мне сказочно повезло. Были и пластинки, и коротковолновое радио, и полная поддержка любящей эту музыку семьи, а позже друзей, влюбленных, как и я в Америку, «штатников»!
Но Олег, дамы и господа, не певец из России, поющий на английском языке американские песни. Он – американец, родившийся по недоразумению в СССР. Говорю совершенно точно: он знает американскую поп и джаз музыку на уровне лучших американских музыковедов! И уже много лет свободно плавает в этом самом прекрасном, самом тёплом океане американских «стандартов», джазовой классики и неповторимого свинга.
А американские песенные стандарты зовутся так, потому что весь мир знает их мелодии. Если не слова, то мелодии точно. Например, из русских стандартов существуют лишь всемирно известные мелодии четырёх песен: «Подмосковные вечера», «Катюша», «Калинка» и «Очи чёрные». И во многом, кстати, благодаря их исполнению американскими оркестрами. Но русские стандарты не могут пойти ни в какое сравнение с сотнями американских песен, созданных в двадцатом веке. Простите друзья, но так уж получилось: американская музыка была, есть и будет на первом месте!
Америка, Англия, Франция и Италия — вот вам фабрика кухня всех всемирно популярныx песен. А шеф повар – Америка.
И русскоязычный шеф и гид этой музыки в Америке – Олег Фриш. Я знаю о русскоговорящих знатоках и критиках западной музыки Троицком и Новгородцеве, но здесь пишу о нашем местном спеце, об Олеге. Сколько лет на радио, теперь уже и на кабельном телевидение, сколько интервью, да ещё с какими американскими звёздами свинга и джаза! Назову лишь нескольких. Лeйни Казан — она была в своё время секс-символом, певица-красавица, которая добилась огромного успеха в кино. Великий Гари Ю.С. Бондс, вообще неповторим! Энди Уильямс, записавший легендарнейшую песню-стандарт, облетевшую весь мир “Moon River”. Конни Фрэнсис —суперстар поп-музыки, живущая сегодня во Флориде. Причём, я этих исполнителей видел и слушал тогда, когда Олег только мог слушать их.
Вести интервью со звёздами такой величины, может лишь тот, кто действительно знает американскую музыку, и конечно, изучил музыку этих исполнителей, сидящих с ним у микрофона. Им пустой или глупый вопросик не задашь…
И Олег записал диск с этими и другими звёздами, исполняя дуэты с живыми легендами!
Публика на концерте Фриша была русскоязычная, но также и американская, в зале перед концертом звучал и русский, и английский языки. Был ведущий американской джазовой станции, Dennis DelleFave, бравший интервью у Олега. Приехала из Sunny Isles группа из Женского Русского клуба, нас узнавали поклонники Аэлиты, и иногда меня, видимо, по усам, читатели журнала «Флорида».
А вот, на секунду, смешной эпизод. Bсе читатели знают: мне в стиле и элегантности не отказать. И я горжусь этим, всю жизнь полирую себя. И вот прохожу фоей перед концертом и очень внятно слышу женский, но суровый голос у себя за спиной, который по-русски прозвучал: «Я бы в таких туфлях, даже мусор не стала выносить».
И это о моих безупречных тёмно-красных «лоуферах»?! Я в белых полотняных брюках, жёлтая шёлковая гавайская рубашка и, надетые на голую ногу, элегантные «лоуферы» (туфли без шнурков, мокасины).
Обозвали бы лысым или то, что усы лишь «почти», как у Дали – меня бы это не затронуло. Но касаться моего безупречного стиля?!
Оглянулся и вижу женщину, среднего роста, среднего возраста, средней упитанности, со средней причёской, возможно, бывшую железнодорожницу-стрелочницу или председателя жилкомитета.
Я так опешил, что смог лишь уточнить: «Даже мусор выносить не надели бы?» – И добавил, придав голосу слезливые нотки: «О босоножках моей наблюдательницы я лучше смолчу. Они не подлежат обсуждению».
Однако вернемся к основной теме нашего повествования. Место, где состоялся концерт Олега Фриша – интереснейший зал в Бока Ратоне под названием “Black Box”. Умно сконструированное помещение где-то на триста мест, с баром, столиками и хорошей акустикой. Музыканты – молодые американцы: ударные, клавишные, контрабас и саксофон с подключением по мере необходимости кларнета и флейты. Хорошие музыканты – но нелегко им было! Аранжировки Олега непростые, интерпретация отличается от наигранных и заигранных многими исполнителями вот этих «стандартов». Оркестровки сложные и необычные. Так что музыканты напрягались – но не подвели!
Не подвел и главный исполнитель – Олег Фриш. В любом концерте я смотрю в первую очередь на поведение артиста на сцене. И вот неожиданный сюрприз! Для рождённого в социалистической и «народной» стране – Фриш, не в пример другим выходцам из тех же краёв, – раскрепощён, лёгок и как у нас говорят, в переводе с английского – «гладок». И в движениях, и в контакте с публикой. Перемещается по всей сцене, руководит оркестром, успевает всё, как настоящий американский шоумен!
Приятный тембр голоса, в нём я слышал отзвуки многих американских певцов. Доносит до публики всё легко и без напряжения. Репертуар на этот вечер был составлен прекрасно. Языки разные: итальянский, французский, даже идиш. Н, конечно, весь главный песенный багаж Олега – на английском.

Для меня самый хороший момент концерта был, когда Олег Фриш спел дуэт с легендой 60-х годов из Филадельфии – Peggy March. В1963 году её песня “I Will Follow Him” заняла первое место в списке всеамериканского Парада Хитов поп-музыки. А ведь певице было тогда всего лишь пятнадцать лет! Даю вам ссылку оригинала в её исполнении: https://www.youtube.com/watch?v=a8-6o_ultLg

Я чувствовал – как благодарна была Пегги Марч Олегу за то, что он вернул её на сцену, пригласил на свой концерт. Удивительно, но звучала певица, как молодая, а их дуэт вообще был, как у нас в Риге сказали бы –«фирменный». Слушая репертуар Олега, мы с Аэлитой невольно возвращались и в Ригу, где слушали пластинки с этой музыкой и также в 1972-й год, когда, после переезда в Америку началась наша настоящая жизнь, вся под звуки этих вечных песен.

Быстро пронёсся вечер. Увиделись после концерта, поговорили, сделали фотографии. Кстати, Олег передал прямо со сцены привет семье Росиных, с которыми, оказывается, дружен уже многие годы еще задолго до Америки.
Я был приятно удивлён, когда Олег попросил нас с Аэлитой встать в зале, объявив очень красиво Аэлиту. И когда назвал меня, я громко, на весь зал, сказал: «Сегодня здесь я представляю журнал «Флорида» и его редактора моего друга Сашу Росина! Как постоянный автор «Флориды» я имею на это право.

Молодец Олег. Особенно молодец по той причине, что он, как немногие другие, гордо несет флаг золотой музыки века, которую услышать становится всё труднее и труднее. Новое поколение – растёт на «батарейках», электронных словах и мелодиях, а это всё, мелководье, глубины там нет никакой.
Я пишу не осуждая, а реассуждая, поскольку знаю, о чём пишу. Моя жизнь прошла в этой музыке, и я счастлив, что смог быть успешен благодаря ей. Аэлита подтверждает то, что я пишу, а она, как никто, видит всё реально на музыкальном поприще.

Поэтому, будет возможность побывать на концерте Олега Фриша, – не пропустите!

А из моей бокаратонской истории скопируйте вот эту ссылку гениального стандарта:

https://www.youtube.com/watch?v=L_jgIezosVA

А прослушав, вы непременно скажете: «А ведь прав этот флоридский зевака Джек…. Прав, чертяка!…»

Джек Нейхаузен

Фото автора. 

Журнал "Флорида-RUS" – июнь 06(210) 2018г.

Рубрика «Заметки флоридского зеваки»
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.