Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Categories:

Капитанский мостик. Морские сны.


Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида-RUS» – 2003г.

Морские сны«Я увидел парусник во сне,
Он, как живой, и серде защемило…»

Мне редко снятся сны, а если снятся, я быстро их забываю. Засыпаю поздно, встаю рано – такой распорядок выработался за годы, отданные морю. Согласно уставу капитан имеет право спать в своей каюте, не раздеваясь, с полуночи до четырех утра ( вахта второго помощника) и, раздевшись, с четырех до восьми утра (вахта старшего помощника). Иногда можно было подремать на мостике в капитанском кресле. А поскольку я стал капитаном в 30 лет и сошел на берег в весьма почтенном возрасте, такой режим и остался. Правда, теперь сплю раздетым, но нежиться и мурлыкать по утрам не умею.
Зато какие закаты и рассветы я повидал, не всем художникам такое доступно!
Поселившись в Майами, я выходил на балкон, продолжая, как раньше на мостике, встречать рассветы, а потом шел досыпать. Ритуал моряков и язычников.
Но недавно мне приснился сон, да так явственно, как будто наяву. Точно я на паруснике и мне нужно выйти на мостик, хотя на парусниках мостика нет, а есть «шканцы». Я встал с кровати и не могу найти трап. Упираюсь в стенку, а трапа нет. Дважды ударяюсь головой и ничего не могу понять. Слышу свист ветра и скрип мачт, даже запах парусины. Нащупал в темноте кресло, а перед глазами – старинная мальтийская каравелла, сошедшая с картины на стене. Я долго не мог поверить, что это сон, если бы не две шишки на лбу.
Самое удивительное, что я даже слышал привычное шипение воды за кормой. А может – это душа картины? В 1980 году на учебном пароходе «Экватор» я заходил на остров Мальта. Здесь с экипажем и курсантами мореходных училищ, которые проходили у нас практику, мы посетили морской музей. У входа стояли поднятые со дна останки нескольких каравелл – ведь мальтийцы издревле мореходы. В магазине музея я увидел необычную работу: тисненная на коже каравалла с мальтийским крестом. Таких я ранее не видел. Нужных денег при мне не было, и я попросил отложить ее до завтра. Каково же было мое удивление, когда вечером мне с дарственной надписью вручили ее курсанты. Запомнил навсегда, потому что это было в День Победы 9 мая 1980 года.

Морские сныДетскую любовь к парусу я пронес через всю свою жизнь. В мореходном училище парусное дело было факультативным предметом. Чтобы его освоить, я потратил много личного времени после училища. Право на командование парусным судном я сдавал в течение трех суток на учебном паруснике «Товарищ» капитану Н.Н. Корзуну – корифею парусного дела. Через два месяца я получил сертификат на трех языках – русском, английском и испанском.
Всю жизнь я мечтал сделать рейс на парусном корабле, и мои молитвы были услышаны. Когда серьезно заболел капитан парусного учебного корабля «Крузенштерн» П. Власов, выбор пал на меня. И это не удивительно, ведь парусное дело – это штучный товар. Я бросил отпуск и помчался навстречу мечте.
Командовать таким потрясающим кораблем, как говорится, не лобио кушать, мне могли бы позавидовать именитые капитаны парусной эпохи.
Итак о «Крузенштерне». Четырехмачтовый барк был получен по репарации после войны в 1945 году. Тогда он назывался «Падуя». В 1925- 1926 годах в Германии была построена серия уникальных судов-парусников длиною 114 метров и шириной 14, водоизмещением в 6 тысяч тонн. Кроме парусов у них были механические двигатели. Соотношение длины к ширине – это лучшая пропорция для корпуса парусного судна, выверенная веками. Эта уникальная серия имела стальной корпус, стальные четыре 55-метровые мачты и рангоут. Общая площадь парусов 380 000 кв. метров. Два винта обеспечивали без парусов скорость в 14 узлов. Средняя скорость под чистыми парусами 18 морских миль. Все эти корабли принадлежали к знаменитой серии судов «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), потому что имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потоси» (Potosi), «Пруссия» (Preußen). Все пять кораблей ходили под голубым вымпелом «FL» и предназначались для линии Европа – Чили, Европа – Австралия.
После того, как «Падуя» попала к нам, барку дали новое имя «Адмирал Иван Крузенштерн». Впрочем, название не прижилось и, в конце концов, осталась одна фамилия великого морехода «Крузенштерн».
Парусник неоднократно менял владельцев, пока в 1961 году не был поставлен в Кронштадте под переоборудование как учебное. Все грузовые трюмы были переделаны под жилые и служебные помещения. При экипаже в 70 человек, он должен был принять на борт 150 курсантов из разных мореходных училищ.
В 1969 году корабль проходил плановый ремонт в польском порту Гдыня. Когда я принял корабль, до выхода оставался месяц – это минимум для практической тренировки курсантов в уверенной работе с парусами. Ежедневные многочасовые тренировки дали свои результаты, исчезла боязнь работать на высоте.
Наконец пришло время, и я отдал долгожданную команду: «Все наверх, паруса ставить!». В переводе на английский это звучит как: All hands on deck! – дословно: «Все руки – на палубу!» В течение шести месяцев мы шли из Балтийского моря в Черное, посетили пять портов: Бремерхавен, Лиссабон, Барселону, Пирей, Стамбул и благополучно прибыли в Севастополь. Здесь я с благодарностью сдал корабль штатному капитану П.Власову, встретившему меня в добром здравии.
Этот рейс оставил неизгладимое впечатление, – сбылась мечта моего детства, я окунулся в эпоху парусного флота, во времена Стивенсона и Конрада. С тех пор, когда в океане я встречал одинокий парусник, у меня влажнели глаза, а губы шептали название парусов. Да и до сих пор все это в памяти.
Морские сныУ «Крузенштерна» богатая морская история: он совершил два кругосветных плавания, участвовал в международных парусных гонках. До сих пор – почти сто лет со дня рождения – парусник в отличном состоянии, аналогов этому кораблю нет, и я горжусь что был среди тех немногих капитанов, кому довелось командовать этим чудесным судном.
Под командованием капитана Рихарда Вендта (нем.  Richard Wendt) «Падуя» совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург  – Чили  – Австралия – Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Под командованием капитана Юргена Юрса (нем.  Jürgen Jürs) барк «Падуя» четыре раза обогнул мыс Горн. «Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были и есть самыми быстроходными.
Капитан Юрген Юрс умер в день передачи судна Советскому Союзу. Как после этого не поверить в самые невероятные истории, связанные с морем, парусами и отважными людьми, которые этими парусами управляли.
Не об этом ли песня одного последних морских романтиков Александра Городницкого, которая так и называется «Паруса «Крузенштерна»?

Расправлены вымпелы гордо, не жди меня скоро жена.
Опять закипает у борта крутого посола волна.
Под северным ветром неверным, под южных небес синевой
Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой.

И дома порою ночною лишь только откроешь окно,
Опять на ветру надо мною тугое поет полотно
Пусть чаек слепящие вспышки парят надо мной в вышине.
Мальчишки, мальчишки, мальчишки пусть вечно завидуют мне.

И старость отступит наверно, не властна она надо мной,
Пока паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой.


Журнал "Флорида-RUS" декабрь - 12(204) – 2017г.
Рубрика «Капитанский мостик».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com
Subscribe

  • ХОЖДЕНИЕ ВОЖДЯ В НАРОД

    Хрущев принимал литераторов в Кремле. Он выпил и стал многословным. В частности, он сказал: – Недавно была свадьба в доме…

  • «АЙ, ГРЕЧЕСКИЙ ПАРУС, АЙ, ЧЕРНОЕ МОРЕ!»

    Штормовой ветер и парус вдали по странной изворотливости ассоциаций напомнил мне вдруг моего школьного учителя. Его звали…

  • СПАСИБО, БОГ ПОСЛАЛ КОТА!

    Наш кот Семен не любит сантиментов. Он суров, как школьный трудовик. Может съесть жестяную банку с кошачьим кормом, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments