Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Михаил Ландер

Капитанский мостик

Второй после Бога

Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.

Михаил Ландер«Это море нас вовсю качало;
это море часто было злым,
только если все начать сначала,
снова свою жизнь связал бы с ним».

Тот летний день 18 июня 1940 года стал едва ли не главным в моей жизни: я был зачислен курсантом Одесской Военно-Морской спецшколы. С тех пор с морем не расставался. Даже военное лихолетье не отбило у меня любовь к морю.
Когда я перебираю свои архивы (это записи на клочках бумаги, всякие вырезки из газет и журналов, блокнотные страницы), мне кажется, что я что-то упустил, не дописал. Все течет и все меняется – таков необратимый закон жизни. Уходят в прошлое родные лица, исчезают друзья и знакомые. В доме, где живешь много лет, появляются новые, все вокруг молодеет. Так устроен мир. И этому нужно радоваться. Вечны только смерть и налоги.
Но часто люди, получившие образование по одной специальности, в жизни занимаются совсем другим. И примеров тому достаточно. Я счастлив, что с детских лет до глубокой старости не изменил своей, избранной с детства, профессии, и не дал ей превратиться в ремесло, ибо это гибель мечты и призвания.
Добраться до капитанского мостика – ой, как не легко, а удержаться на нем еще сложнее. Этот путь очень труден и все время требует совершенства. Глядя с высоты прожитых лет, я не сожалею о выбранном пути. Я повидал весь мир, увидел то, что простому смертному и не снилось. Я дважды обогнул земной шар, четырежды пересекал экватор, командовал грузовыми и пассажирскими судами. Я счастлив, что полгода командовал одним из крупнейших парусных кораблей мира – четырехмачтовым барком «Крузенштерн», сбылась мечта моего детства.
Незабываемый рейс под парусами из Балтики на Черное море вернул меня в эпоху парусного флота, во времена Стивенсона и Конрада.
Жизнь подарила мне знакомство с замечательными людьми и умению с ними общаться. С первых лет капитанства мои мудрые наставники учили (и я это усвоил): главное – это люди. Создать дружный экипаж очень нелегко – на это уходит более года.
Вся трагическая история мореплавания выработала единое правило: для безопасности нужна жесткая (иногда жестокая) дисциплина и подчинение, сосредоточенное в одних руках. В руках капитана. Но и власть капитана ничего не стоит, если люди не поверят ему. Поэтому, чтоб стало понятно, подчеркиваю: главное в морской службе – это не грузы и не пароходы. Главное и бесценное – это люди, экипаж или команда – называйте как угодно – но люди. Эти люди доверяют свою жизнь капитану. Его авторитет дорого ценится и идет впереди него. Авторитет не купишь и не подкупишь. Приобретается долго – теряется мгновенно. Издревле на флоте говорят: «Тhе Cарtain second after God» (капитан второй после Бога), а во времена парусного флота моряки, подписывая контракт о найме (hire-contract) молились «Trust my Life to God and Captain» (доверяю жизнь Богу и капитану). Такова мировая практика.
Слово «капитан» происходит от латинского «капута» – голова. Таких полномочий, как капитан в море, не имеет ни один чиновник на земле, но зато и спрос огромен. Во всех странах устав службы на коммерческом флоте одинаков и построен на единоначалии. В силу этого, он не имеет ничего общего с демократией или конституцией и не учитывает ни национальные, ни религиозные особенности. Все действия капитана уложены в двух глаголах – «обязан» и «должен» и один раз только «может». О первых говорить не буду, а о втором – кратко. В случаях чрезвычайного положения, капитан может собрать судовой совет, выслушать мнение всех офицеров, но сделать по своему. И решение, каким бы оно не было, обжалованию не подлежит. Самая неприятная статья для капитана – № 32 (Греция, Германия, Болгария, Польша и др.). Она гласит: «Отсутствие капитана на судне, не снимает с него ответственности за происходящее на нем». Очень скользкая статья.
Да, в море капитан польузется неограниченной властью. Но пользоваться ею нужно очень осторожно, уважая чужую личность, иначе можно скатиться к самодурству. Были и такие примеры. Посмотрите замечательный американский фильм «Мистер Робинсон».
Содружество капитанов очень прочное и спаяно в лучших мировых традициях. Я горжусь своим членством во Всемирной Ассоциации Морских Капитанов. И хотя мои помощники, ставшие капитанами, многие уже на пенсии, меня помнят до сих пор. Помнят и матросы и боцманы. Звонят из Канады, из Новой Зеландии, из Германии… из многих стран мира и, к сожалению, все реже из Одессы.
Спасибо, друзья, за память! Но особенно мне приятно, что имя мое занесено в Морскую Энциклопедию. Выходит, остался на море и мой след. Значит жил не зря.

Ревут, ошалев, океаны,
Приказ отстоятся не дан,
Не правы всегда капитаны,
Во всем виноват капитан.

У льда надломилась граница
У бортпроводницы роман,
В Бискайском от зыби не спится –
Во всем виноват капитан.

И лоции – наши кораны –
Порой допускают обман,
Не правы всегда капитаны,
Во всем виноват капитан.

За ропот разлуки кандальной,
За век, что в морях коротал –
Голову с плеч капитану,
Да здравствует капитан!

А если минуты настанут,
Когда уже все по нулям,
Чтоб имя твое не трепали,
Старайся не всплыть, капитан.

Августовский(200) - 2017г номер журнала "Флорида- RUS".
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments