Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Category:

Приложение к журналу "Флорида" Ежемесячник "Парус - FL" - 11(82) -2016г. , Олег Попов

Ушел из жизни Олег Константинович Попов (31 июля 1930г — 2 ноября 2016г.) – клоун, режиссер, народный артист СССР.
Предлагаем вам отрывок из книги главного редактора журнала «Флорида» и газеты «Парус-FL» Александра Росина «Клоун без грима».
«У  ПОПУЛЯРНОСТИ  РЕЦЕПТОВ  НЕТ»


…Нaчaлo ceмидecятыx гoдoв. Лeкция пo coврeмeннoму руccкoму языку в унивeрcитeтe. Прeпoдaвaтeль прocит aудитoрию нaзвaть руccкиe cлoвa, имeнa, пoлучившиe интернaциoнaльный cтaтуc. Cтудeты кричaт c мecт: «Coвeты», «Гaгaрин», «Бoльшoй тeaтр», «Cпутник»… Eщe кaкиe-тo. И вдруг (для мeня вдруг, для ocтaльныx этo былo ecтecтвeннo и никoму cлуx нe рeзaнулo) в этoм ряду – «Oлeг Пoпoв».
Ceрeдинa вocьмидecятыx. Cын приceл у пиcьмeннoгo cтoлa. Eму cкучнo, xoчeтcя, чтoбы я игрaл c ним, нo знaя, чтo рaбoтaю, зaxoдит издaлeкa, изoбрaжaя зaинтeрecoвaннocть:
- - O кoм ты пишeшь?
- - Oб Oлeгe Пoпoвe.
- - A oткудa ты eгo знaeшь? – дeлaeт круглыe глaзa cын. – Рaзвe ты тoгдa ужe жил?
- - Koгдa - тoгдa? – в cвoю oчeрeдь удивляюcь я.
- - Ну, кoгдa oн выcтупaл.
Для нeгo, для миллиoнoв eгo рoвecникoв, Oлeг Пoпoв дaвнo ужe пeрecтaл быть кoнкрeтным клoунoм. Oн – кaк бы cимвoл клoунaды, a тo и вooбщe циркa. Taким жe cимвoлoм – вeчным и нeпрexoдящим – был для мeня, для мoeгo пoкoлeния Kaрaндaш, мaлeнькoй cтaтуэткoй нa мaминoм трюмo, чуть ли нe c рoждeния вoшeдший в мoй дeтcкий мир.
O Пoпoвe вooбщe нaпиcaнo тaк мнoгo, чтo пoрoй кaжeтcя, чтo caмo упoминaниe eгo имeни - ужe штaмп. Bпрoчeм, когда брался за этот очерк, пoвтoрa я нe бoялcя, пocкoльку интeрecoвaлo мeня нe cтoлькo тo, КЕМ oн cтaл, cкoлькo тo, КАК cтaнoвилcя.

Я сознательно почти ничего не изменил в записанной с ним беседе. И не потому, конечно, что считаю ее полностью завершенной. Может быть, как раз наоборот. Просто, тот Попов, с которым я встречался в ноябре 1986-го, задолго до его отъезда в Германию, пусть уже немолодой, седоватый, с чуть поредевшими спереди волосами, и все-таки точно озаренный этим неожиданным даже для себя поиском обновления, интересен и необычен. И хотя все равно мастер, все равно мэтр и немножко (что уж скрывать!) ментор, но ощущение такое: говорит и сам себя проверяет, не потерял ли, верно ли чувствую? Он так и сказал тогда: «А ведь мне эта беседа, кажется, не меньше нужна, чем вам. Вот ведь какая странная штука».
Но это было потом. А вначале мы говорили об успехе. И о том, как его достичь. С кем же еще говорить об успехе, если не с Олегом Поповым, баловнем славы?

- Я зaкончил цирковое училище в 50-м, а кепку надел в 53-м году. Ну, а так закрепился по-настоящему где-то в 56-м году после участия в гастролях в Бельгии, Франции, Англии. Они, конечно, очень много сделали для моей популярности, ведь впервые советский цирк выехал в капиталистические страны.
Кто его знает, как приходит успех? У популярности рецептов нет. Часто это какой-то счастливый случай, везение, а в общем-то все зависит от желания, терпения и работы. Понимаете, ни у кого ничего сразу, конечно, не получается и не будет ничего получаться. Когда я начинал, никто рекламой моей не занимался, по телевизору не показывали. И дяди у меня не было, который бы меня подталкивал и всем нахваливал, вот он какой хороший. Может, как раз наоборот, больше ругали, чем хвалили. А что вы думаете, еще как ругали. Иногда начинал сомневаться, правильно ли то, что делаю. Но если в чем-то убежден, тут уж меня не сбить...
Как и у всех, первые шаги в искусстве были неосознанными, больше от влюбленности в кого-то. У меня такими кумирами были Чарли Чаплин и Карандаш. Потом я увидел Бермана, Вяткина - очень талантливых клоунов. Нравился мне Карантонис. Был такой замечательный клоун, которого, к сожалению, быстро забыли. По происхождению он грек, но жил и работал у нас в стране. Чем поражал он? Большой культурой. И внутренней, артистической, и внешней. Особенно выделялся Карантонис на фоне многих своих коллег того времени. Не буду называть имена, чтобы не обижать их память, но... Понимаете, талантливые клоуны, но люди такие спитые, такие опустившиеся... Раньше многие пили. Обратная сторона популярности. Было принято, что если кто-нибудь из зрителей лично знал клоуна, то обязательно тащил в цирк бутылку водки. И если ты с ним после представления не выпиваешь, значит, ты какой-то ему враг, и уже чуть ли не до оскорбления доходило. И многие не выдерживали, спивались.
Так вот, когда я разъезжал по Советскому Союзу, в каждом очередном цирке встречал нового клоуна. И мне приходилось с ним работать. И поэтому я очень благодарен судьбе, что мне пришлось поработать почти со всеми сильными клоунами того времени. В одной или двух репризах, но я работал и с Карандашом, и с Берманом, и с Вяткиным, и с Гениным, и со Стуколкиным, и с Шатировым, и с Суворовым, и с Мусиным... И у каждого клоуна я подмечал все хорошее и в себя впитывал. У одних я трюковую часть смотрел, как они репетируют, у других - актерскую, у третьих - культуре учился.
Но как бы ты ни подражал другому, все-таки хороший мастер должен выйти на свою дорогу. У каждого это по разному бывает.  Знаете, мне очень нравится надпись на могиле Джона Кеннеди. Там написано: «Ты не спрашивай у Америки, что она тебе дала, ты спроси у себя, что ты дал Америке». Вот так каждого надо спросить, что ты дал искусству, а потом уже требуй славы, денег и все остальное.
- Ну, а удача, то, что называется везением, верите вы в это?
- Мне кажется, если человек целеустремлен, репетирует, фантазирует, что-то создает, то обязательно будет случай, где он себя покажет. Только будь готов к нему. Я думаю, что ничего случайного не бывает. Ты ведь не просто сидишь и ждешь, когда к тебе удача придет, ты готовишься, и тогда, когда наступает твой шанс, он не застает тебя врасплох.
Ну, например, собственный случай. Я когда был в программе с Карандашом, работал свой номер «Свободная проволока» и выходил в его клоунаде «Статуя» дворником. А днем все время потихонечку репетировал новое. Картошку репетировал в жонглировании, подкидную дощечку, всякие мелкие вещи для себя готовил. Хотя не знал, использую когда или нет. И вот Карандаш уходит в отпуск, я поехал в Саратов в другую программу работать свою проволоку. И тут клоун программы Боровиков заболел. И директор, зная, что я работал с Карандашом, попросил, ну как-нибудь, Олег, отработай эти 20 дней. Но я то был уже готов. И с этого для я начал свою клоунскую карьеру. А если бы я не репетировал, не готовился, значит, предложили бы мне, а я ничего не смог показать. И все, упустил бы его. Упустил, свой шанс. Уверен, случай представится в жизни каждому, но ты-то будь к нему готов, сумей его использовать.
- Вам приходилось встречаться с коллегами на Западе?
- Да, конечно. И с очень хорошими клоунами встречался. Хотя и там их мало, и тоже проблема. Вот Чарли Ривелс, братья Фрателлини,  Заватта, Чарли Кароле, Франческо, замечательный клоун...  А в 1964-м с Чаплиным встречался. Да... Когда он протягивал мне руку, сказал: «Коллега, привет!»

Вот кого должна знать молодежь! Все короткометражки Чаплина - учебные пособия для молодых клоунов. Там очень много трюков, много идей. Понимаете, классические трюки будут жить веками. Только в каждый трюк свою идею вложи - и будет замечательно приниматься публикой. А уж трюков у Чаплина миллион.
- Любопытно, что одна из лучших ваших работ, которой, кстати, вы и сами не без основания гордитесь, - реприза «Луч» - практически не имеет физических трюков. Более того, в ней была попытка философски взглянуть на своего героя. Дружба человека и солнечного луча - это здорово и
по-настоящему глубоко. Ну, а дальше? Не было желания продолжать эту линию?
- Наверное, это приходит с годами. Мне кажется, когда клоун молодой, он все делает на физических упражнениях: каскады, на руках стоит, на перш лезет... Это правильно и нужно. Но с гoдами, если человек умный, понимает, что всю жизнь на одной руке стоять, сальто крутить не будешь, и вот он начинает задумываться, прикидывает, как сделать, чтобы заменить силовые репризы, репризы, построенные на физических упражнениях, вот этими умными вещами. Конечно, требуется много времени и фантазии, чтобы их придумать. Я замечаю, что одну и ту же репризу с годами исполняю абсолютно по-другому. Если в молодости мы все как-то быстро делали, в темпе, в темпе, в темпе, в темпе, что-то сказал, что-то просмотрел, то теперь, наоборот, на какой-то момент заострил внимание, где-то изнутри уже видишь и чувствуешь эту репризу, какое-то мастерство пришло. И исполняешь по-другому, и усиливаешь по-другому.
- Олег Константинович, у вас «проколы» бывали? Точнее, даже так: провалы, с треском?
- Не-е-ет, дорогой, - протянул он. - Я наверняка все делаю. Могу работать сильнее, слабее, но чтобы провал - не-е-ет, извините, такого быть не должно никогда. Не уверен – не рискуй. А если рискуешь, так соломку подстели. Тогда даже если оступишься, ну, чуть ушибешься. Но не разобьешься – точно. Так и в жизни, и в искусстве.
Subscribe

  • Почтальонка-выручалка

    Прислали в редакцию историю. А рассказала ее Александра Свиридова, кинодраматург из Нью-Йорка. Вот какую историю мне рассказал один человек в…

  • Рафаэль Шик - настоящий бакинец: поэт и воин

    Ушел из жизни автор "Флориды" Рафаэль Шик. Случилось это 19 апреля в Дюссельдорфе. Он довольно часто звонил мне в Майами.…

  • ВЕЛИКИЕ ДЕТИ ПРИАЗОВЬЯ

    Как известно, всякая красивая ложь всегда ярче подлинного документа. Имеют право. Особенно, если эта ложь во спасение. Так Фанни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments