Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Categories:

Журнал "Флорида" - 03(183)-2016г. Последний полет.

К 70-ти летию со дня рождения выдающихся артистов цирка братьев-близнецов Юрия и Валерия Пантелеенко. Отрывок из вступления к книге Валерия Пантелеенко «Моя опора – воздух».

Моя опора – воздух8 июля 1989 года на Востряковском кладбище хоронили Юру Пантелеенко. Это было настолько невероятно, что казалось каким-то идиотским розыгрышем. Я только подумал тогда: «Как странно вышло. Всего-то полгода назад Юра просил, чтобы 5 марта я приехал в Москву отметить их с Валерой сорокатрехлетие. Я обещал, но в последний момент что-то сорвалось, появились какие-то срочные дела. И вот теперь в день моего рождения его привезли из Швейцарии и навсегда уложили в московскую землю…»
Я впервые хоронил друга. И, может быть, потому что годы нашей дружбы были наполнены постоянными встречами и проводами, этот его последний уход не воспринимался трагически. Просто уехал на гастроли…
А еще их номер. Я смотрел его много лет по многу раз во многих цирках и каждый раз ощущал огромное, безмерное счастье, которое всегда появляется при встрече с чем-то истинным. В семь минут номера братьев Пантелеенко вмещалась целая жизнь. Да-да, каждый вечер они обнажали перед зрителями суть души человеческой: рождение его, борение духа, дерзкие мысли и трагические изломы судьбы и, наконец, – вершина всего: полное раскрепощение и очищение, катарсис.
Это то, что останется. Останется надолго. Пока живы будут те, кто видел выдающийся номер воздушных гимнастов. Может быть, мне повезло чуть больше, потому что между первой записью, сделанной мною в рецензии от 21 марта 1979 года: «В программе работают гимнасты на ремнях братья Пантелеенко. Номер – высшего класса. Не помню, чтобы я видел что-то подобное в цирке», до последнего письма, полученного мною от Юры за две недели до смерти на гастролях в Швейцарии: «Работаем здесь хорошо. Зрители принимают просто исключительно. Пресса называет нас лучшим номером программы. Газеты даже рекламируют: «Возьмите билеты на представление цирка Кни, и вы не пожалеете, даже если увидите одних только воздушных акробатов из московского цирка братьев-близнецов Юрия и Валерия Пантелеенко. Уже одно это окупит ваши расходы», – за всем этим – десять лет дружбы и совместной работы сначала над номером «Гимн Солнцу», потом над спектаклем «Алле-ап!»и над детскими спектаклями. Между ними – вокзалы и аэродромы, гостиничные номера, бессонные ночи и споры до хрипоты, и телефонные звонки из бог знает каких городов от Новокузнецка до Парижа, и сотни прощаний, и десятки писем…
Об их номере, о самих артистах много писали. И биография братьев действительно хороша для цирковых публицистов. Семнадцатилетних близнецов Юру и Валеру присмотрел гастролирующий в Хабаровске иллюзионист Семен Рубанов. Людей талантливых и честолюбивых, их однако мало устраивало положение ассистентов, и, отслужив армию, братья под руководством известного ростовского тренера по гимнастике Владилена Левшина принялись за воздушный номер. А потом – работа в молодежном коллективе и каждый новый год – новая композиция номера. И так, пока не увидел их главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре Марк Местечкин. А увидев, заявил, что берет к себе, но при условии, чтобы они больше ничего не меняли. Братья и в этот раз оказались верны себе и на свой страх и риск показали новую работу. Успех подтвердил: искали не зря. Потом будут звания, награды и гастроли чуть ли не во всех частях света, но то главное, с чего начинали, осталось: присущая истинным талантам пытливость, желание дойти до сути, разобраться в себе и в этом окружающем, таком сложном и запутанном, таком нелегком и непростом мире.
Критики не раз называли их номер балетом в воздухе. И в этом нет натяжки, столько пластики, грации, силы, истинно мужской красоты было в движениях, трюках, качах и вращениях артистов. Во всех тех удивительных воздушных эволюциях, которые проделывали братья. Но была еще одна особенность в этой работе. Эту особенность порой не подмечали даже профессионалы. Композиционно номер Пантелеенко напоминал тонкий, ажурный, устремленный ввысь готический собор. В нем не было спусков. Все время вверх, вверх и вверх.До самой финальной точки. До самого того момента, когда мы, зрители, убеждались, что все, дальше идти некуда, разве что только пробив купол. И стремительный, блистательный спуск братьев на ремнях был не только эмоциональным, но и смысловым финалом.
Жизнь Юрия Пантелеенко в чем-то схожа с номером, который создал он с братом. Разница, пожалуй, только в том, что, достигнув вершины, он однажды не вернулся вниз. Так и остался там, на недосягаемой нам, простым смертным, высоте.
И когда кто-то очень осторожный и правильный сказал мне, что, мол, стоило ли напрягаться, опять лезть вверх, хотя врачи запретили, и был готов номер с медведями и всё, как говорится, тип-топ, я подумал: «Господи, как же мало на свете людей, которые не боятся быть счастливыми!» Одним из таких редких людей был Юрий Пантелеенко, – человек, улетевший к звездам.
Валерий Пантелеенко пережил брата на 17 лет.
Меня пригласили на пресс-конференцию, посвященную началу очередных гастролей в Линкольн-центре(Нью-Йорк) знаменитого американского цирка “The Big Apple”. Вел ее мой добрый знакомый, теоретик и историк циркового искусства парижанин Доминик Жандо. Он сказал: «Валерий Пантелеенко – человек эпохи Возрождения. Он не просто выдающийся гимнаст, чей номер – элита мирового цирка. Валерий – гармонически развитая личность, творец, сочетающий в себе таланты актера, гимнаста, режиссера, художника, музыканта.Он и его, к несчастью, рано ушедший брат Юрий, расширили границы жанра воздушной гимнастики и указали путь, по которому в дальнейшем будет развиваться цирковое искусство».
С 1990 года Валерий жил и работал в Америке. Смертельная болезнь заставила его оставить манеж. В 2000 году, когда я переехал из Бостона в Майами и начал готовить первый номер журнала «Флорида», Валера приехал ко мне прощаться. Выглядел он паршиво: худой, изможденный, с огромным страшным шрамом на весь живот. Мы, как в молодости, проговорили всю ночь. Тогда я рассказал ему о бакинском ученом-изобретателе и писателе Генрихе Альтшуллере. Когда-то, в конце 80-х, я делал интервью с этим блистательно умным и великолепно эрудированным человеком. Среди прочего многажды интересного Генрих Саулович поведал мне, как большие массы воды – море, океан – способны оздаравливать больных. «Оставайся, – сказал я Валере, – посмотрим, а вдруг океан тебе поможет?» И он остался. И мы каждое утро стали ездить на океан. И болезнь отступила. Уж и не знаю, кто: океан, бог, провидение, климат Флориды – подарили Валерию Пантелеенко дополнительных пять с половиной лет. Но это были яркие, полные работы и творчества годы: живопись, детская цирковая студия, подготовка новых номеров, эскизы для цирка и театра…

 в редакции журнала «Флорида»Он ушел накануне своего 60-ти летия. Ушел победителем. Потому что сумел обыграть судьбу.
И хотя цирк – искусство мимолетное, уверен, тысячи зрителей по обе стороны океана до сих пор вспоминают то трепетное волнение, с каким следили они за удивительным полетом братьев Пантелеенко под куполом без страховочной лонжи и сетки.
Остается память, а так же фильмы и книги. И еще продолжение династии. В США в Cirque du Soleil выступает сын Валеры воздушный гимнаст Максим Пантелеенко. А в Москве демонстрирует публике своего умного медведя Степу сын Юры дрессировщик Юрий Пантелеенко-младший.
И хотя жизнь, на первый взгляд, гораздо шире, чем замкнутое пространство тринадцатиметрового циркового манежа, для настоящего артиста именно в нем средоточие всех основных ценностей, тревог, надежд. Такими, Настоящими Артистами, были и остаются Юрий и Валерий Пантелеенко.

Александр Росин


На снимках.
На верхнем снимке: обложка книги В.Пантелеенко «Моя опора – воздух». Рис. Валерия Пантелеенко.
На нижнем снимке (слева направо): Валерий Пантелеенко, жонглер, создатель клоунского театра в Лас-Вегасе Григорий Попович, театральный и цирковой художник Александр Окунь в редакции журнала «Флорида», 2005 г.

Фото автора.
Все тексты на сайте журнала "Флорида" http://www.florida-rus.com

Subscribe

  • ВЕЛИКИЕ ДЕТИ ПРИАЗОВЬЯ

    Как известно, всякая красивая ложь всегда ярче подлинного документа. Имеют право. Особенно, если эта ложь во спасение. Так Фанни…

  • ВСЕ И ВСЕГДА

    Если долго сидеть, прислонившись спиной к просоленному и обветренному бревну старого причала, кажется, что ты уходишь от берега в…

  • У НАС ТУТ КНИГИ НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

    Вот как Евгений Шварц пишет об одном из своих знакомых литературных критиках: "Настоящего понимания литературы он лишён. Есть в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments