Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Categories:

Журнал "Флорида' - 03(171) -2015г. Флорида и флоридцы. Воспоминания о клоуне Мусине.

Финальая шутка

Из серии «Флоридцы о себе». Вилен Меликджанян.

Финальная шуткаВ те годы, когда я начинал свою клоунскую карьеру, гастроли за рубежом, тем более, в капиталистической стране, были показателем твоего успеха. Поэтому после поездки в Швейцарию мне казалось, что теперь море мне по колено, а я – пуп земли. Ну, ладно, не земли, так манежа. Поэтому, не удивился, что в первый же день, когда приехал на работу в летний цирк города Херсона, меня окружили артисты.
Я уселся на деревянный пожарный ящик с песком и стал делиться с коллегами свежими впечатлениями о жизни «за бугром». Вначале и не заметил, как к нашей компании подошёл застенчивый, уже пожилой на вид человечек. Он, умоляюще соединив свои ладони, обратился ко мне с просьбой:
- Здравствуй, Микоянчик! Если ты не будешь возражать, то в первом отделении я бы сделал всего лишь, ну, парочку реприз. Мне просто надо получать зарплату. Как ты на это смотришь?
Потрясенный, я вскочил на ноги. Передо мной стоял легендарный клоун Костантин Мусин! Дядя Костя! Я его знал лишь по фотографиям, по рассказам артистов старшего поколения и, особенно, по рассказам столь же талантливого, как Мусин, клоуна Леонида Енгибарова. Леня просто обожал Мусина, а дядя Костя называл Енгибарова сыном. А вот почему он меня окрестил Микоянчиком, до сих пор не знаю.
- Да вы что, дядя Костя, это ВЫ разрешите мне сделать хотя бы одну репризу! – ошарашенный от неожиданности, выпалил я. Его обезоруживающая простота и скромность буквально поразили меня. Мне стало ужасно неловко перед ним и перед самим собой. Так началось наше необыкновенное знакомство. А дальше… А дальше мы просто подружились.
Каждый вечер через щель в занавесе я смотрел на волшебство мастера. Кроме крошечного концертино, он не пользовался никаким традиционным клоунским реквизитом. Его партнерами были шляпа, тросточка, стул, метелка, в общем, то, что попадало по ходу под руку. Невероятная мимика, выразительность жестов, мягкая, добрая манера поведения и необузданная импровизация пленяли зрителей. Они безудержно хохотали. Я смотрел на Мусина с восхищением и одновременно с грустью: я так не умею. И никогда не смогу!
После представления, когда я второпях снимал с лица уже потекший грим, он, как ритуал, подходил к открытой двери моего вагончика и произносил свою кодовую фразу:
- Микоянчик, пора принять по пять капелек.
И мы шли в его уютный вагончик, где он жил со своей заботливой женой и умницей собачкой, не спеша пили белое вино; я перелистывал его уникальные альбомы с фотографиями, на которых цирковые номера были перемешаны с изображениями кремлевских вождей тридцатых годов, и слушал серьезные и иронические рассказы и прибаутки старого клоуна.
По выходным, с самого утрам, мы бродили по осеннему парку. Под ногами шуршали золотистые листья, хрустели упавшие сухие веточки. Вдруг Мусин поднимал с земли одну из них и умиленно изучал ее.
- Смотри, Микоянчик, это же танцующая Шива! Какие выразительные руки! А вот это директор нашего цирка…
Я смотрел, тщетно пытаясь разглядеть в сухой коряге Шиву или нашего колоритного директора. Я поражался, откуда у этого, почти неграмотного человека, такой прирожденный тонкий художественный вкус, интеллект, такая неисчерпаемая фантазия?
Порядком замерзшие, чтобы погреться, мы заходили в ближайший овощной магазин, где в больших, конусообразных стеклянных емкостях продавалось дешевое яблочное вино. Пока желтоватая жидкость тонкой струей нескончаемо долго текла в наши граненные стаканы, нас окружали шумные, смешливые продавщицы. Дядя Костя, из только-что задумчивого, утонченного художника-эстета мгновенно преображался в уличного скомороха. Уморительные гримасы, на ходу импровизированные шутки-прибаутки, остроумные анекдоты доводили магазинных хохотушек до истерики. А я, незаметно отстранившись в сторону, медленно смаковал кислое вино и пытался понять увиденное. Откуда? Как? Как это возможно?!
Эти незабываемые дни оставили неизгладимый след в моей памяти. И даже Херсон, который сначала показался мне провинциальным городишкой, в дальнейших моих воспоминаниях казался замечательным городом-университетом, где я получил бесценное образование.

Наши гастроли вскоре закончились. Мы разъехались по разным городам. Я больше никогда не видел старого клоуна Константина Мусина. Слышал,что он потом вышел на пенсию, уехал в свой родной город Ташкент, где, наконец, получил долгожданное жилище. Круг замкнулся. Его путь в искусство начался и завершился в Ташкенте. Позже я узнал, что он умер. Говорят, его нашли мертвым на ступенях лестницы ташкентского цирка… И по иронии судьбы, похоронили некоронованного короля смеха первого апреля…


Tags: Флорида и флоридцы, Цирк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments