Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Category:

Приложение к журналу "Флорида" Ежемесячник "Парус - FL" , Волшаниновы

НАШИ ЛЮДИ 

Рада Волшанинова.
«СПАСИБО ТЕБЕ, МОЯ ГИТАРА!»

Светлой памяти Николая Волшанинова.
Volshaninov_small

Николай Волшанинов - актер, гитарист, певец - родился 14 июня 1938 года под Воронежем.
Работал в театре «Ромэн», выступал на эстраде в дуэте с супругой Радой Волшаниновой, снимался в кино.
С 1982 по 1999 солист «Москонцерта». Заслуженный артист РФ (1995).
Ушёл из жизни 19 октября 2005 года в Майами, США.
Из энциклопедии сайта Кино-Театр.РУ



Тишину разбудил
                   эхом льющийся перезвон...
То ль гитара звенит,
                  То ль звучит колокольный стон...
Как гитара играла!
               О, Боже!
На последний истерзанный
                   крик души
Вдруг ворвавшийся с моря шквал
Был последний аккорд
                                         похожим.

           ***

Не играла гитара,
                     а кричала в ночи!
Криком раненой птицы
                    срывались в неистовстве струны.
Тихо плакалo вместе
                     с болью аккордов
Угасающее пламя свечи
В ночь слияния песни
С Божественным светом
                          лунным...

                   ***

И прильнула к гитаре
                     его голова...
Слышу голос уставший
                    от жизни угара.
Как последним дыханием,
                  поцелуем последним
                  звучащие эти слова:
«Я люблю вас...
Спасибо тебе...
Спасибо тебе,
                       моя Гитара!»

               ***

И скупая его слеза
Невзначай на закрытый
                            гитары футляр упала...
В день, когда он ушел –
                         ураган пролетел,
И с его нежеланьем уйти
                        разрывалась гроза.
И мятущийся дух
                         будто нам говорил:
«С вами я!
И не верить прошу,
Что меня не стало!..»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтобы продолжить разговор о наших замечательных земляках: ушедшем в 2005 году Николае Волшанинове и живущей в Майами нашей современницей великой певицей Радой Волшаниновой, предлагаю фрагмент из опубликованного мной 13 лет назад, в ноябре 2001 года, в журнале «Флорида» очерк о дуэте Волшаниновых  «И мы уехали в Челябинск...»
Главный редактор журнала «Флорида» Александр Росин.

ник и радаuntitled

У каждого народа своя тайна. Не секрет, а именно тайна. То непостижимое, сакральное, глубоко внутреннее, что заложено временем. Есть тайна у русских, у бурятов, у последнего из удеге... Есть великая еврейская тайна и неразгаданная тайна печали армянских глаз...
Тайна цыган - одна из самых древних, самых поразительных. Гитлер к цыганскому вопросу подошел просто: уничтожить за ненадобностью! И уничтожали. Сотнями тысяч. По всей Европе. А они все равно выжили. И опять поют. Назло всем!
А может, и не назло. А просто, потому что не могут не петь. Такой народ. Странный. Загадочный.

Заслуженная артистка России Рада Волшанинова. Звезда театра «Ромэн» и советской эстрады. Последнее время она живет в Майами. Воспитывает внучку Дельфину, разучивает с ней песни, читает «Маугли» и детские стихи из журнала «Флорида». Обычная рутинная работа бабушки. Но иногда, пусть это бывает нечасто, нам удается уговорить ее спеть. И тогда прямо здесь, на наших глазах, происходит чудо. Потому что не песню, не романс поет Рада, что-то другое. Да и не поет вовсе, — точно в нутро тебе заглядывает и выворачивает наизнанку душу... Конечно, талант. Огромный. Но ведь и еще что-то, чему не выучиться ни в одной консерватории. Цыганская тайна...
Мы проговорили до ночи. А уже когда ехал домой, перебирал в памяти все, что услышал, понял, что говорила Рада больше о людях, которые окружали ее, да о детях и внуках, в которых влюблена без памяти... Тоже, между прочим, достойная тема: обе дочери красавицы, артистки. Нелли окончила театральное училище Вахтангова, играла на сцене, много и успешно снимается в кино; Калинка, человек, наделенный многими талантами: поет, танцует, рисует, пишет стихи и рассказы, изучает и преподает цыганскую культуру и танец; старшая внучка Настя — блестящая актриса театра «Современник».
И все-таки, Рада Волшанинова.

Цыганская тайна... Конечно, она есть. Откуда все это: оптимизм, задорность, музыкальность, способность заглядывать в прошлое и будущее? Не знаю. Самое забавное, что сама-то я хоть и цыганка по происхождению, с 7 лет воспитывалась в русской семье. Моя мама, Вера Золотарева, была певицей, актрисой, замечательно танцевала. Так, как она отбивала «бисер» плечами, говорят, не делал никто. Очень талантливый человек, она, к несчастью, рано умерла. Среди близких подруг мамы была легендарная Ляля Черная. Когда я еще совсем юной пришла в театр «Ромэн», успела застать эту выдающуюся актрису.
Или Михаил Шишков. Человек, безусловно, очень одаренный. Но для меня он был и остался не столько певцом, сколько кладезем какой-то неисчерпаемой народной мудрости. Откуда это в цыганах? Конечно, как и в любом народе, немало у нас проходимцев и пустобрехов, но в целом, если отбросить шелуху, цыгане невероятно талантливы.
Я родилась и выросла в Москве. После школы работала корректором в издательстве «Правда», но мечтала о драматической сцене, занималась в театре-студии Докутовича. Я репетировала роль Ларисы в «Бесприданнице». Финальную сцену спектакля мы даже показали на концерте в Кремлевском Дворце съездов. Но вот сам спектакль так и не был поставлен. Студия, недолго просуществовав, закрылась. А жаль. Я до сих пор с любовью вспоминаю ее. Кстати, из стен театра-студии Докутовича вышло немало талантливых людей: пушкиновед Валентин Непомнящий, актер МХАТа, ныне профессор Николай Афонин, народный артист России Слава Гелинов...
И вот однажды мой дядя, известный гитарист Арсений Золотарев, предложил мне поехать летом во время отпуска на гастроли с цыганским ансамблем Волшаниновых. Тогда, в конце 50-х, цыганские коллективы были практичеки во всех областных филармониях. Волшаниновы жили и работали в Брянске, ну а гастролировали, естественно, по всей стране. Одели на меня цветастые цыганские наряды и запустили в массовку. В то время был очень популярен фильм «Возраст любви» с Лолитой Торрес в главной роли. Все говорили, что я на нее очень похожа. Я сделала такую же прическу, как у Лолиты, выучила по-испански несколько ее песен и — вышла на эстраду. Как это ни странно, успех был оглушительным. Но больше всех я вскружила голову солисту нашего ансамбля Коле Волшанинову. Коля тогда одевался под Раджа Капура и пел его песни из «Бродяги». Вот так в 57-м году мы встретились и с тех пор не расстаемся. И хотя у нас уже пятеро внучат, все, порой, кaжется, что мы такие же юные и ничуть не изменившиеся «Лолита Торрес» и «Радж Капур».

Когда Нелличка была еще совсем маленькой, мы мотались с эстрадной бригадой по городам и весям. Жуткие гостиницы, бeздoрoжьe, разбитые стекла в нетопленых Домах культуры, холод, сквозняки... Пока выступали, мы Нелличку укладывали за кулисами в чемодан. Подбежим по очереди, посмотрим за ней и — опять на сцену. Как-то Коля выходит петь романс, а в зале — дикий хохот. Я смотрю, а у него соска с бутылочкой из кармана пиджака торчит. Такой вот заботливый цыганский папа.

На одном из концертов нас увидел и пригласил к себе музыкальный руководитель джазового коллектива из Кишинева Шико Аранов. Там я впервые попробовала петь джаз. Это было очень интересно — бразильские, мексиканские, итальянские песни. Вообще, я считаю, мне очень повезло, что я не замкнулась в начале карьеры на цыганском репертуаре и шлягерах. Может, не будь этого, мне труднее было бы раскрыться позже в театре и в исполнении романсов.
Вскоре художественный руководитель театра «Ромэн» Семен Аркадьевич Варкан пригласил нас к себе. Коля не очень хотел идти в театр. Он — прирожденный эстрадник, любит гитару, песню, жизнь, хоть и не сладкую, но относительно вольную, разъездную. Кроме того, ставки в театре были такие мизерные, что не то что жить, выживать на них нельзя было. А ведь у нас уже росла Нелличка. И все-таки я уговорила мужа. Так в 1961 году началась наша работа в театре. Конечно, материально и морально бывало подчас ох как нелегко, но я счастлива, что сделала этот выбор. А Коля, который вначале так настороженно смотрел на театр, через некоторое время стал одним из ведущих артистов.
Мне сразу предложили главную роль в «Цыганке Азе». Волновалась безумно, репетировала буквально с утра до ночи. И, конечно, не было счастливей меня человека, когда премьера прошла с успехом. Потом за годы работы в театре я переиграла практически всех главных героинь в репертуаре, но та, самая первая роль, так навсегда и осталась главной.

В Москву приехал директор самого именитого концертного зала Европы, парижской «Олимпии» — Бруно Кокатрис. Вместе с нашими давними друзьями Володей Высоцким и Мариной Влади он приезжает к нам дoмoй. «Бруно хочет пригласить вас на несколько концертов в «Олимпию», — переводит Марина. — Он вас очень любит и ценит. И вообще в Париже вас знают и ждут». А от себя добавляет: «Ребята, не раздумывайте, потрясающий контракт и условия».
Конечно, очень хочется выступить в” Олимпии”, но у нас на руках маленькая Калинка, куда с ней. «Боюсь, что мы не сможем», — извиняюсь я. Кокатрис сбрасывает пепел сигары почему-то себе на плечо, делает круглые глаза, слушая перевод Марины: «У вас там будут все условия: лучший номер в отеле, лимузин, к ребенку будет приставлена няня». «Нет-нет, — всполошилась я. — Я не могу доверить своего ребенка чужому человеку».
И мы остались. А через месяц вместе с маленькой Калинкой поехали на гастроли в Челябинск... Конечно, сейчас это выглядит нелепо и наивно, но, поверьте, не могла я оставить свою малышку одной в капиталистической стране. Воспитание-то советское.

Мы, совсем еще молодые, идем после банкета через Красную площадь. Пять утра, светает, поливальная машина разбрызгивает на брусчатку воду. Вдруг водитель останавливается возле нас, выскакивает: «Ой, Волшаниновы, а я вас видел!» Коля говорит: «Ну, ладно, тогда споем». И пели. Утро. Красная площадь. И мы поем перед водителем поливалки. Чуть ли ни всю программу. А он потом нас домой отвез. И денег не взял...

На снимке: Рада и Николай Волшаниновы, кадр их фильма «Братья Карамазовы», режиссер Иван Пырьев(Кирилл Лавров, Михаил Ульянов), 1968 г.
Tags: Рада и Николай Волшаниновы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments