Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Categories:

Приложение к журналу "Флорида" Ежемесячник "Парус - FL" , Жизнь после 60-ти. С. Сахнов. Староверы

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ 60-ТИ

Капитан дальнего плавания Сергей Сахнов редкий, можно сказать, уникальный человек. Он из тех, кто сумел пронести свои детские мечты и грезы через всю жизнь. Их мало, таких людей. Это про них сказал когда-то один из плеяды великих путешественников покоритель морей Эрик де Бишоп: «Не тратьте понапрасну силы, пытаясь убедить нас, что мы сумасшедшие: мы сами это знаем».
Когда Сергей Сахнов сошел с мостика судна, которым управлял, он не захотел присоединяться к сонму пенсионеров-бездельников. И в 60-т с гаком отправился на велосипеде вокруг света. Потом были другие путешествия: по снегам Аляски, по льдам Байкала, зимнее восхождение на Эльбрус... Обо всем этом, но главное – о том, как достойно, ярко и по-юношески можно смело жить в любом возрасте, Сергей Сахнов рассказывает нам в своей рубрике.

История Пятая
Староверы. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Староверы-семейские - яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской московской Руси. В Бурятию, во второй половине 18-го века по указу Екатерины 2-й, насильственно переселяли раскольников, ту часть русского населения, которая отказалась от нововведений, пришедших с церковной реформой, и продолжала придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. Переселяли староверов целыми семьями, поэтому и стали их называть – семейские.
Благодаря духовной культуре, семейские сохранили уникальные традиции и веру. Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, свято хранили обычаи старины, культуру. 

На 70-тый день моего  кругосветного велопутешествия, 29 мая 2010 года, я попадаю в село Десятниково .Оно расположено в 60 километрах на восток от города Улан-Удэ.  Останавливаюсь напротив продавца медом и интересуюсь у него, где можно переночевать. Он советует мне обратиться в местный музей, там принимают иностранных туристов. Это оказалась бревенчатая изба староверов, построенная более 200 лет назад. Там в одной из комнат находится музей, и в нем собраны предметы, которыми пользовались староверы (семейские).
На постой меня взял к себе сторож музея - Василий. Его жена, Галина, поет и сама ведет хор старообрядческих песен. Они одеваются в одежду, которая передается по наследству, а этим сарафанам и головным уборам уже от 150 до 200 лет.

14-2-DSCN2237
Записываю старинные названия праздничной одежды женщин. «Кичка» - головной убор, который носили постоянно, он завязывался сложным узлом при каждом одевании, на кичку надевался «атлас». Невестка не имела права показываться перед свекром без этого головного убора, поэтому ей приходилось вставать очень рано. Считалось, что в волосах женщины водятся бесы, поэтому в церкви они покрывают голову платком. «Кичка» довольно тяжелая и от постоянного ношения протирала плеши на головах женщин. Сарафан, сшитый из очень плотной и тяжелой ткани, называется «запон». Под него одевалась атласная рубаха, а сверху все затягивалось тканым поясом. На ноги надевались легкие хромовые сапожки на небольшом каблуке. На шею - янтари-бусы. Они состояли из большого количества крупных янтарных камней, чем больше, тем лучше, и играли двоякую роль: как украшение, а также как профилактика от зоба. К врачам староверы не обращались, считалось большим грехом, и, в основном, лечили молитвами.
Дом, в котором живет с мужем Василием, построен из лиственных бревен в 1812 году, но, несмотря на это, он до сих пор в очень хорошем состоянии. На улице сохранилось около десятка таких домов.

14-1-DSCN2226
  Я прощаюсь с хозяевами и продолжаю двигаться в восточном направлении, где меня ждут новые встречи со староверами, но уже на Аляске.
                         ***
Добравшись до Аляски, я почти три месяца работал на небольшом судне, чтобы обеспечить финансирование  моего дальнейшего путешествия. Мы базировались в порту Гомер(примерно 450 км  южнее порта Анкоридж)
Всю предыдущую неделю перерабатывал на один час, так как в воскресенье запланировал поехать в деревню староверов под названием РАЗДОЛЬНОЕ. На Дальнем Востоке, не далеко от Владивостока, есть деревня под названием Раздольное, протяженностью более 12 километров и находящаяся на берегу одноименной реки.
В американское Раздольное я напросился в гости дней двадцать назад. Все получилось неожиданно и очень удачно. Разговаривал как-то в местном банке в Гомере со служащей, и в это время меня на русском языке окликнул крепкий бородатый мужчина славянской внешности.

14-5-Saxnov-DSCN3742
Разговорились, оказывается, корни его на Дальнем Востоке, и несколько раз он уже побывал там не так давно. На Аляске живет уже более 30 лет. У меня не было времени на длинные разговоры, да и он был занят банковскими делами вместе со своим сыном. Я попросил разрешения приехать к нему домой, и там уже спокойно обо всем, что меня интересует, поговорить, он согласился и сказал, что лучше приезжать в воскресенье, так как в рабочие дни он очень занят. На этом мы и расстались.
И вот я – в дороге. Она называется Бассаргин роад. Знакомое название, во Владивостоке есть мыс и маяк Бассаргина. Наконец, приезжаем на большую поляну с несколькими двухэтажными домами и хозяйственными постройками.

14-3-Saxnov-DSCN3455
Внизу вдалеке видна вершина залива Качемак бэй. Захожу в дом, предварительно сняв обувь у порога, навстречу мне поднимается хозяин Феоктист Мартышев, а рядом на диване сидит его жена Варвара и их взрослая дочь. .
- Я думал, что ты уже не приедешь, - говорит Феоктист, - раздевайся, садись.

Потекла неспешная беседа, я рассказал немного о себе и о том, что я тут делаю.
-У нас уже тут были люди с Дальнего Востока, - говорит Феоктист, - пишут книгу о старообрядцах, тоже обо всем спрашивали.
-У меня несколько другой интерес, я не изучаю специально определенные темы, а по пути своего движения интересуюсь судьбами своих соотечественников за границей. Ну а для начала, я хотел бы знать, кто такие старообрядцы. Я прожил в Бурятии два дня в семье потомков староверов, но они давно уже не придерживаются старинных старообрядческих заповедей и ведут обычный образ жизни, ничем не отличаются от местного населения.
Надо сказать, Феоктист очень интересно изложил суть и историю старообрядчества. Я не буду вдаваться в подробности, только скажу, что яркой иллюстрацией к этой теме служит всем известная картина «Боярыня Морозова», ее везут в санях зимой, в глазах фанатичный блеск, и двумя пальцами правой руки она показывает, как надо креститься. Феоктист говорит, что наиболее тяжелые времена для староверов настали во время правления Петра Великого. Всем известна борьба Петра Первого с бородами. Не редки были случаи, когда старовера отвозили в дикое непосещаемое место в лесу, защемляли деревянным клином его бороду, прорубив щель в пне, и уходили, положив рядом нож. Чтобы освободиться, ему достаточно было взять нож и отрезать бороду. Староверы предпочитали умереть, и умирали мучительной смертью, стоя на коленях в лесу. Такова была сила веры.
Борода для старовера больше, чем борода. Феоктист говорит, что Иисус Христос показал всем, как нужно жить, и все должно быть естественно, как того дала природа. Поэтому староверы никогда не бреются, а носят бороды. Женщинам тоже запрещено что-нибудь «поправлять», ну а об интимных стрижках не может быть и речи вообще. Предохраняться от беременности тоже запрещено, поэтому во всех семьях очень много детей. Исключением может быть только то, что женщина больна и ей нельзя рожать.
Женятся и выходят замуж очень рано. Девочкам можно выходить замуж в 14 лет, а мальчикам с 15 лет. Естественно, в этом возрасте за них все решают родители, ну и природа матушка. Все взрослые дети живут недалеко от родителей, обычно, в этой же деревне. Феоктисту 55 лет, Варваре, его жене, 52 года, у них 10 детей: семь сыновей и три дочери. Двадцать семь внуков и внучек. Два взрослых сына несколько лет назад погибли в авиакатастрофе.

14-saxnov-DSCN3450
Основное занятие - рыбалка. Ловят красную рыбу в Бристольском заливе, у всех сыновей свои небольшие рыболовные суда. Сезон короткий - 6 недель, и все, что заработают в это время, растягивают до следующего сезона. Если сезон не очень удачный, то ужимают расходы, если хороший, то им уже легче. Некоторые сыновья подрабатывают ремонтом домов, а один строит рыболовные суда на небольшой верфи в Гомере.
У Феоктиста 18 лошадей, несколько коров и прочая живность. В магазине покупают только муку, сахар и специи, все остальное свое. В основном, все растет в теплице, но картошка успевает вызреть и так. Охота в этих местах очень хорошая, в доме полно всякого оружия, благо, не нужно спрашивать ни у кого на это разрешения. Мне показали запасы на зиму, в одной кладовой соления, в другой - запасы домашнего вина. Пища незатейливая, но вкусно приготовленная: курица с картошкой, голубцы, фаршированные мясом изюбря, пирожки домашние и свой белый хлеб. Феоктист налил мне домашнего вина в одноразовый стаканчик, а себе в рюмку, перекрестился и выпил. Мне подали блюдо из курицы и картофеля, на что я сказал спасибо, тогда Феоктист скривился и сказал, что нельзя этого слова говорить у староверов. Объяснение этому простое. Слово «спасибо» состоит из двух частей «СПАСИ» и «БО». «Спаси» употребляют, когда говорят «Спаси Христос», а «БО» - это название языческого греческого Бога.
- Когда Вы так говорите, то получается, что просите спасения у этого божка, а это нехорошо. Лучше говори «благодарю».
Я все равно ошибался и говорил «спасибо», потом поправлялся и ошибался снова. К имени хозяина я тоже не мог сразу привыкнуть, в голове от крепленного домашнего вина зашумело, и я называл Феоктиста, то Софоклом, то Ксенофонтом, на что он, в конце концов, махнул рукой.
В доме нет ни телевизора, ни радио и, конечно, нет компьютера - все это считается неприемлемым, ввиду их вероисповедания, да и просто вредным. Только сотовый телефон позволяется иметь, ну куда без него.
Дети получают образование только начальной школы: умеют читать и писать. В деревне есть школа, куда приезжают американские преподаватели, русского учителя найти не могут. Женятся только на своих, придерживающихся той же веры. Жен берут из других старообрядческих семей, но, иногда, случаются побеги, и тогда связь практически навсегда прерывается. Система семьи позволяет получить поддержку в тяжелые времена, но и налагает обязательства на каждого члена семейного клана.
Деревни староверов, в районе города Гомера на Кенайском полуострове сравнительно молодые, основаны немногим более 30 лет назад. Судя по названиям: Раздольное, Вознесенка, Кавалерово, Николаевка, - основаны выходцами с Дальнего Востока. Кстати, деревню Раздольное на Аляске, где я сейчас нахожусь, заложил отец Варвары, ее девичья фамилия Бассаргина. Теперь мне понятно, почему дорога, ведущая в деревню, называется Бассаргин роад.
Отец Феоктиста, Михаил Мартышев, родился и вырос на Дальнем Востоке в Приморском крае. После революции 1917, уходя от преследования новой власти, перешел границу и обосновался недалеко от Харбина в Китае, было ему тогда 25 лет от роду.
В России осталась жена и дочь, через несколько лет жене разрешили приехать в Китай к мужу, но в залог оставили дочь. Женщина осталась с мужем и нарожала ему еще 6 детей, а дочь так и прожила в России.
Феоктист родился в Китае, его отец с товарищами занимался охотой на уссурийских тигров для китайцев. Когда советские войска, в августе 1945 года, разбили квантунскую армию и освободили территорию Китая от японцев, начались преследования, и жизнь, в очередной раз, стала невыносимой. Все староверы получили стандартные обвинения в незаконном пересечении Российской государственной границы в 1917 году. Только благодаря помощи Красного Креста, удалось перебраться в Гонконг. Там, вспоминает Феоктист, прожили целый год в гостинице за счет Красного Креста. За это время решался вопрос, какая страна возьмет русских беженцев из Китая. Наконец, через год выехали в Бразилию и поселились в сельской местности недалеко от Сан-Паулу. Прожили в Бразилии почти 6 лет и обратились в Толстовский фонд, с просьбой помочь перебраться в другую более подходящую страну. В Бразилии очень тяжелый климат, постоянная жара, возделывать землю очень тяжело, без удобрений ничего не растет. Толстовский фонд помог перебраться в США, в штат Орегон, где требовались рабочие по сбору ягод. Жизнь снова наладилась, но тут появилась другая опасность. Поскольку жили в достаточно населенной местности, то молодежь начала перенимать вредные привычки местного населения, и появилась угроза самому старообрядческому укладу. В очередной раз обратились в Толстовский фонд в Нью-Йорке, и с его помощью перебрались на Аляску.
В этой глуши, вдали от больших городов, очевидно, на какое-то время удастся сохранить старый уклад, а что будет дальше - время покажет.
Феоктист говорит, что все эти гонения сделали староверов сильнее. Да, конечно, я согласен – все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Для меня это еще один яркий пример выживания. Ведь эти люди проходили через невероятные испытания и проявляли чудеса стойкости при любых условиях.
Это была исключительно приятная и теплая встреча русских людей далеко от России, впрочем, не так уж и далеко, до Берингова пролива рукой подать.

Фото автора.
 
Tags: Газета "Парус-FL", Сергей Сахнов. Путешествия
Subscribe

  • Музыка, которую никто не слышит

    Жонглеры – редкое племя чокнутых людей, влюбленных в рисунок и ритм летающих по воздуху предметов. Жонглеры сродни композиторам.…

  • СОДЕРЖАНИЕ МАЙСКОГО 05(221)-2019г. НОМЕРА ЖУРНАЛА «ФЛОРИДА-RUS»

    Имена и авторы Михаил Ландер; Ирина Павлова; Светлана Портнянская, Владимир Поздняков, Марина Ефимова; Наташа Гринберг; Аркадий Ниязов, Чарльз…

  • (no subject)

    Еще раз про любовь В 6-м и 7-м классах я ездил на автобусе из Дагомыса в Сочи. В цирк. Чтобы попасть туда без билета, занять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments