Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

"Бесплатная газета" - 09.13. Приложение к журналу "Флорида". Михаил Ландер

КАЮТ-КОМПАНИЯ

Призраки моря

«И проклянет Бог каждого, не внявшего гласу Господнему,
персту Всевышнего, и обретет его на вечное скитание».
Из старинной морской молитвы.


Если кто-то не знаком с оперой Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» - советую послушать. Я лично музыку Вагнера не особенно люблю, для меня она тяжелая, тевтонская, но к этой опере я отношусь с уважением, ибо она основана на старинной морской легенде, и слушал я эту оперу несколько раз в разных странах. Это история о прOклятом корабле, без экипажа, стремительно несущегося в шторм под полными парусами. Иногда капитан спускал шлюпку с письмами для встречных кораблей. Но письма те предназначались для людей, давно покинувших сей мир. И этот, внушающий ужас корабль, носит имя своего капитана: «Голландец», который однажды поклялся именем дьявола, что не сойдет на берег, пока не обогнет мыс Доброй Надежды, даже если на это уйдет вечность. Этой клятвой он наслал на себя проклятье на вечное скитание по Мировому Океану.
Только раз в семь лет ему разрешается сойти на берег. И если ему удастся найти верную жену, он будет прощен. Если же она окажется не верна, она тоже будет проклята.
Таков сюжет оперы «Летучий Голландец».
ghost
Конечно, рассказ о «бессмертном капитане», вечно плавающем без команды по морям и океанам, - тоже легенда, но основана она на вполне реальных фактах и об этом есть свидетельства. Когда я был еще молодым моряком и собирал истории о «кораблях-призраках», старые капитаны всячески открещивались от этой темы и мне тоже не советовали влезать в «дела Господни». Как бы то ни было, но «вечно блуждающие» по морям и океанам суда, покинутые экипажами, существовали на самом деле.
И меня это очень интересовало. Когда я бывал на суше, шел в библиотеки, копался в архивах в поисках всего, связанного с этой темой. Вот что узнал: легенда о «Летучем Голландце» (The Flying Dutchmen) родилась, скорее всего, в эпоху великих географических открытий, когда корабли европейцев устремлялись в неизвестность, в надежде найти путь к сказочной Индии. Для этого они пытались обогнуть Африку с юга. Но сделать это было непросто. Мешали сильные встречные ветры, штормы, густые туманы. И еще страшнее - поверья о том, что всякий корабль, спустившийся ниже экватора, будет поглощен геенной огненной – кипящим морем и морскими чудищами.
Но вот преодолел недоступный рубеж португалец Бартоломео Диаш. В 1487 году он с несколькими кораблями первым обогнул проклятый мыс Бурь, названный позже мысом Доброй Надежды, и вышел в Индийский океан.
До Индии он, однако, не добрался. Матросы, измученные долгими скитаниями в бурном океане, взбунтовались и потребовали возвращения домой. Капитан уступил команде. Но в мае 1500 года во время шторма у мыса Торментоза, то есть у того самого мыса Доброй Надежды, Бартоломео Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем. Его спутники с других кораблей, добравшись до Лиссабона, рассказывали об ужасах неудачного плавания и начали распространять слухи, что капитан Диаш будто был проклят Богом и навечно обречен плавать по морям.
Суеверные моряки, всегда испытывавшие страх перед неведомым, быстро уверовали в наказание капитана Диаша по «воле Божьей». Так и появился самый первый в истории «Летучий Голландец».
Легенда распространялась, как эпидемия, от порта к порту. И вот уже у моряков каждой страны появился свой «Летучий Голландец»: в Англии – Бернард Фокк, обреченный скитаться между мысом Бурь и мысом Горн, в Голландии – Ван Страатен и Ван дер Декен, у норвежцев Николас Яари. Родилось поверье – встреча с этим вечным скитальцем предвещает гибель в море.
Но неожиданно красивая легенда обратилась действительностью. Шли годы и число встреч с кораблями-призраками продолжало расти.
Морское страховое общество Ллойд за несколько десятилетий на рубеже XIX – XX веков зарегистрировало 1826 рапортов капитанов о встречах с «Летучими Голландцами». Уже тогда эти беспризорные корабли стали угрозой на морских дорогах. Была организована специальная конференция, обсудившая вопрос, что делать с «кораблями-призраками». Началась настоящая война против «морских бродяг», тем более, что их становилось все больше. Это объяснялось и тем, что в то время на морских торговых путях стали господствовать пароходы.
Парусники уходили в прошлое. Ремонтировать и обновлять их не имело смысла. Да и море оставалось морем – со штормами, мелями и рифами.
На океанских маршрутах встречались десятки полузатопленных, обгоревших, разбитых корпусов парусников без команд и пассажиров.
Поэтому международная конференция приняла решение – «Летучих Голландцев» уничтожать. Для потопления покинутых парусников были привлечены боевые корабли.
«Морских бродяг» расстреливали, поджигали, взрывали – одним словом, топили всеми способами. Война эта растянулась на многие годы, и еще в1930 году, например, американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов. Судьба некоторых из них до сих пор поражает воображение, а иные нашли отражение даже в художественной литературе. История мореплавания знает немало примеров, когда на «кораблях-призраках» находили людей, членов экипажа, застывших в различных позах. Так английские китобои летом 1775 года повстречали в арктических водах затертое льдами судно. Поднявшись на его борт, матросы обнаружили в кубрике капитана молодую женщину и несколько матросов. Все они застыли в различных позах. Последняя запись в судовом журнале датирована 14 ноября 1762 года. Выходит, целых 13 лет просидели мертвецы в ледяном плену. Но в чем причина их гибели? Ответа на это не было.
Или еще аналогичный пример. В сентябре 1860 года американские китобои обнаружили в проливе Дрейка затертое льдами парусное судно «Гуклон». Осмотрев судно, обнаружили в каюте капитана мертвеца, а в кубрике - несколько замерзших трупов членов экипажа. Переданный в Адмиралтейство судовой журнал показал, что судно попало в ледяную ловушку. Ледовый плен продолжался… 37 лет.
Маршруты покинутых судов бывают еще причудливее. Американская шхуна «Уайт» в 1888 году дала сильную течь, и команда оставила ее возле острова Лонг-Айленд. Но судно не затонуло, а продолжало плавать в Северной Атлантике. Много раз шхуну продолжали видеть с проходящих мимо судов. За год она прошла свыше пяти тысяч миль, пока не села на мель около одного из Гибридских островов.
Несколько лет дрейфовала по морям и океанам американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. За три года она прошла более 8 тысяч миль и исчезла навсегда осенью 1894 года.
Список морских призраков продолжается и в наше время. Особенно трагические картины с обнаруженными на этих судах мертвецами:
1926 год японский тунцелов «Райо Яйи Мару»,
1931 – американский грузовой пароход «Маргарет Даллар»,
1939 – английский «Мальборо»,
1940 – испанский «Гвадалахара» и филиппинец «Гроха».
Что случилось на этих судах – до сих пор неизвестно, хотя все они были оснащены радиостанциями.
С началом второй мировой войны число «кораблей-призраков» резко увеличилось. Торпедированные суда не всегда тонули, а благодаря оставшемуся в корпусе воздуху могли долго находиться у самой поверхности и дрейфовать.
Такие «морские вдовы» (этот термин появился во время войны) представляли реальную угрозу мореплаванию и расстреливались немедленно, тем более, что иногда немецкие подводные лодки делали фанерные декорации под «утопленников» и безжалостно атаковали своих «спасателей».
С усовершенствованием радиосвязи и изобретением локатора, безопасность мореплавания повысилась в сотни раз. С 1947 года в морском альманахе не упоминается ни одного случая встречи «кораблей-призраков», кроме нескольких маломерных яхт, да и то экипажи с них были спасены. С изобретением спасательных радиобуев, автоматически подающих сигнал бедствия и координаты, тема о «кораблях-призраках» вообще исчезла.
Но вот история свидетелем и участником которой я был лично. В 1978 году в Атлантике мы обнаружили перевернутую дрейфующую яхту-тримаран «Гольфстрим». Экипажа на ней не было. Яхта была в хорошем состоянии, но с пробоиной в корпусе. С трудом мы подняли тримаран на борт. По документам установили владельца, порт приписки и сообщили пароходству. Через сутки мы уже знали, что яхта американская, ее владелец американец Филипп Уэлд, яхтсмен и газетный магнат. Он жив и здоров и был спасен английским танкером.
Этот 18-ти метровый тримаран из стеклопластика мы доставили в Одессу. Потом три дня отписывались подробными объяснениями, как и где мы его обнаружили. Особенно усердствовали таможенники, вынюхивая и выстукивая помещения тримарана. Лучше бы не поднимали, было бы нам спокойней.
«Гольфстрим» передали яхт-клубу Черноморского пароходства. Бывший владелец сообщил, что от яхты он отказывается, так как получил страховку и согласен с передачей в дар яхт-клубу. С распадом Союза «Гольфстрим» неоднократно перепродавали и переделывали. На сегодняшний день, как мне известно, яхта находится в турецком порту Мармарисе и продолжает плавать. Так ваш покорный слуга ровно 35 лет назад стал участником оживления «призрака», ну чем ни тема для приключенческо-спиритического романа?

Михаил Ландер, капитан дальнего плавания, писатель. Лауреат премии журнала «Флорида» 2003г.
Tags: "Бесплатная газета", Журнала "Флорида", Михаил Ландер, Морские истории
Subscribe

  • ВЕЛИКИЕ ДЕТИ ПРИАЗОВЬЯ

    Как известно, всякая красивая ложь всегда ярче подлинного документа. Имеют право. Особенно, если эта ложь во спасение. Так Фанни…

  • ВСЕ И ВСЕГДА

    Если долго сидеть, прислонившись спиной к просоленному и обветренному бревну старого причала, кажется, что ты уходишь от берега в…

  • У НАС ТУТ КНИГИ НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

    Вот как Евгений Шварц пишет об одном из своих знакомых литературных критиках: "Настоящего понимания литературы он лишён. Есть в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments