Журнал "Флорида-RUS" (florida_rus) wrote,
Журнал "Флорида-RUS"
florida_rus

Categories:

"Бесплатная газета" - 04.13. Приложение к журналу "Флорида". Путешественник Сергей Сахнов

Человек с железным оленем,
или
Жизнь после шестидесяти.

16- морские -2
Когда-то в детстве мне посчастливилось стать участником телевизионной встречи с писателем и журналистом Александром Харитановским, автором замечательной повести «Человек с железным оленем». Это захватывающая история про мужественного человека с совсем не геройской фамилией Травкин, который на своём железном коне – велосипеде умудрился объехать вокруг нашей страны. Конечно, сейчас мало кто вспомнит про то путешествие, да и книгу, изданную небольшим тиражом, вряд ли кто знает, но вот мне та встреча на телестудии Петропавловска-Камчатского запомнилась на всю жизнь. Разве мог я тогда предположить, что, окончив школу, поступлю в мореходное училище и шесть лет буду учиться с человеком, который не только повторит путешествие Травкина, а «усугубит его», – объедет на велосипеде всю планету. И это свое путешествие мой бывший однокашник Сергей Сахнов совершит, имея в багаже прожитых лет цифру 60.
Мы не виделись почти четыре десятка лет. А встретились случайно и... вертуально. Я проверял в интернет-магазине издательства «Неформат» продажу своих книг «Память ангелов» и «Президент, тебе не стыдно?» и вдруг, среди фамилий новых авторов, увидел знакомую – Сергей Сахнов и его книгу «Есть ли жизнь после 60-ти, или Вокруг света на велосипеде». Сергей в этот момент был уже на далекой Аляске, в небольшом городке острова Кадьяк. Я связался с ним. Свое эксклюзивное интервью с путешественником и писателем Сергеем Сахновым представляю ниже
:
- Итак, Сергей, с нашей последней встречи, – выпускного вечера Дальневосточного Высшего мореходного училища имени адмирала Невельского в 1973 году – прошло не так уж много времени всего-то сорок лет. Как сложились для тебя эти годы?
- Коротко описать мою бурную жизнь за эти четыре десятилетия вряд ли удастся, но я постараюсь. Сначала Дальневосточное морское пароходство и, как все мы, я стал третьим помощником капитана. Потом, в тридцать один с небольшим, стал капитаном дальнего плавания и получил под командование теплоход «Бухара». Затем, уже в 1985 году, был дизель-электроход «Витус Беринг», судно для проведения грузовых операций в высоких широтах Арктики и Антарктики с использованием вертолетов. Четыре года интереснейшей работы на обоих полюсах, высадка экспедиции на дрейфующую льдину СП-30 в 1988 году... Много чего было. Ну, а потом грянула перестройка, развал флота. Я решил попытать счастья в «западном мире» и нанялся третьим помощником капитана на судно, плавающее под флагом Вануату. Немного осмотревшись, перешел на работу в греческую компанию уже старпомом и, вскоре, греки назначают меня капитаном большого балкера. Работа в западных судоходных компаниях сильно поменяла мой менталитет, поэтому я уже не хотел работать за гроши на советских судах. Через два года вернулся в Россию и не узнал страну: началась дикая приватизация, разгул бандитизма и все прочие прелести 90-х. Подумал я и решил бросить все к чертовой матери, уехать из страны и начать новую жизнь с нуля в местах, где меня никто не знает. «Кливер поднят, с долгами покончено», - так говорили моряки парусного флота в старину, радуясь отходу судна в море, и оставляя неоплаченными свои долги в портовых кабаках. В сентябре 2006 года я улетел в США. Мне потребовалось более трех лет, чтобы выйти из депрессивного состояния и начать планировать новую жизнь. Сейчас я в полном здравии и у меня куча энергии. Зимой я живу в России и путешествую по свету, а летом, с мая по ноябрь, работаю моряком на Аляске.
- А что заставило тебя отправиться на велосипеде в столь отчаянное путешествие? Жажда приключений, желание доказать себе, что жизнь не заканчивается с приходом пенсии или неуёмное честолюбие, тяга к славе? А может еще что?
16-морякIMG_0043
- Ты прав во всем: и жажда приключений, и дух авантюризма, и все прочие пункты, которые ты перечислил в своем вопросе. Раньше я планировал отправиться в одиночку вокруг света на яхте, но как всегда бывает: есть деньги - нет времени, есть время осуществить что-то, но уже нет денег, а может и здоровья или того и другого вместе. С одной стороны, на больших судах я совершил несколько кругосветных плаваний, но на яхте, велосипеде или пешком - это совсем другое дело. Уйдя с капитанского мостика, лишившись любимого дела, что составляло смысл всей моей жизни, я понял: только грандиозная идея, которая поглотит меня всего без остатка, спасет меня и поднимет мою жажду к активной жизни так же высоко, как это было прежде. Так в моей голове оформился костяк «пожизненного проекта» под коротким названием «В 60 жизнь только начинается». На самом деле - это универсальная формула. Жизнь можно снова начинать и в 25, и в 50, и в 70, и с очередного понедельника, ну, а я начал в 60, так уж у меня получилось.
21 марта 2010 года, после всего лишь двухнедельной подготовки, я выехал из Сочи на восток с намерением обогнуть земной шар.
- Такое путешествие стоит уйму денег. Как ты решал этот вопрос?
- Состояние безденежья обычно определяется так: «Денег нет и денег нет вообще». Так вот получилось, что на начало моей велосипедной кругосветки денег у меня не было вообще. К началу весны 2010 я был свободен, как говорится, от всего, терять уже было вообще нечего, можно было только приобретать, а это означало начало новой жизни с чистого листа. На занятые у двоюродного брата деньги я купил хороший велосипед и необходимое снаряжение в Ростове - все это обошлось, примерно, в 32 тысячи рублей(около 1 тысячи долларов –ред.), и у меня еще осталось на начальные расходы 7 тысяч рублей, с этими средствами я и начал свою «кругосветку». На своем светоотражающем жилете я написал впереди – «СОЧИ-САХАЛИН» (как первый этап путешествия по России), на спине была надпись «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 365 дней», а внизу призыв спонсировать мой проект в надежде привлекать средства по дороге. Кстати, это работало, но не очень. Моя дочь разослала призыв по своим друзьям в США, и они активно откликнулись. Мои друзья, родственники, родители, жена Татьяна, дети, сестра - все активно помогали мне, чем могли. Естественно, эти суммы были небольшие, но они поступали регулярно и всегда в нужное время, благодаря этому я «держался на плаву», пока не добрался до Аляски, где с помощью дочери и ее друзей устроился работать на судне матросом. Мое путешествие по России было спланировано таким образом, чтобы я мог посетить своих многочисленных родственников, а также однокашников по нашей мореходке ДВВИМУ. Ты их всех, конечно, помнишь: я заехал в Челябинск к Геннадию Гобову, в Красноярск к Валерию Московскому и Виктору Потылицыну, в Забайкалье к Володе Франштуту, естественно, везде получал теплый прием и поддержку. Заработав денег на Аляске, я продолжил свое путешествие вокруг света. Надо сказать, во всех странах, где я побывал, у меня происходило общение с местными бомжами и, кстати, от них я получал ценные советы: как добыть бесплатную пищу и одежду, выжить без денег или почти без них. Сейчас, опираясь на свой опыт, я могу смело заявить, что смогу прожить в любой стране «по минимуму» так сказать. Нужно только снять с себя всякие ограничения «по комфорту». Я одинаково прекрасно себя чувствовал, проведя ночь будь то на грязном полу в сибирской «шиномонтажке», в случайной кочегарке, в палатке под проливным дождем или на белых простынях в придорожном отеле. В общей сложности мне удалось привлечь около 100 тысяч рублей и заработать на Аляске около 10 тысяч долларов, что позволило благополучно завершить 278-ми дневное путешествие вокруг земного шара. Самым тяжелым в финансовом плане был маршрут от Сочи до Благовещенска, когда я мог позволить себе потратить только 1000 рублей на каждые 500 км пути. Это по 200 рублей в сутки на все про все, при нагрузке в 100 км в день. Потеря веса составила почти 14 кг. Проведя 10 дней у родителей в Благовещенске, что на границе с Китаем, я отъелся немного, и вес стабилизировался.
16- моряк в 60 лет
- Извини, если следующий вопрос покажется тебе нескромным, но... наш возраст не юношеский, не был он помехой в этом путешествии, ведь многие в такие годы стараются не отрываться от дома дальше, чем на сто-двести метров и предпочитают путешествовать на диване возле телевизора или сидя за компом?
- Про «сто метров» ты здорово сказал, Сергей. Мне это напомнило шуточное правило: «Если женатый мужчина случайно отошел от дома более чем на сто метров, то он считается холостяком». Так что отходите мужики, иногда хотя бы на половину километра от дома. Шутка, конечно. Надо сказать, полной уверенности, что я смогу год крутить педали - у меня не было. Решил для себя, что если успешно проеду от Сочи до Ростова (а это 680 километров пути, из них 250 по горной местности), то поеду дальше, если нет, то буду искать, что-то другое, например, автостопом, но все равно вокруг света. Примерно через неделю я достиг Ростова, проехав в последний день около 180 километров за 20 часов почти непрерывного хода. Я сбил свой многострадальный зад в кровь, и мне потребовалось почти четыре дня отдыха, чтобы придти в норму, но я был счастлив, так как понял, что смогу выполнить то, что задумал. Конечно, не все могут крутить педали 15 часов в сутки в течение многих месяцев, но я это смог. За все время пути я не чихнул ни разу, хотя промокал до костей неоднократно и сутками находился в сырой одежде. Вспомним опыт военной медицины во время второй мировой войны, когда солдаты месяцами сидели в сырых окопах и не простывали, а начинали болеть только тогда, когда их отводили на отдых в тыл. Спустя девять месяцев я закончил кругосветку, проехав около 15 тысяч километров в седле велосипеда, и был в прекрасной спортивной форме.
- Итогом твоего путешествия стала книга « Есть ли жизнь после шестидесяти, или Вокруг света на велосипеде». Расскажи о ней.
- Все, что я писал во время путешествия регулярно рассылалось вместе с фотографиями по электронным адресам моих родственников, друзей и знакомых, ну а по окончании путешествия оставалось только немного сократить мои записи и отредактировать. Кому книга адресована? Сначала я думал, что она будет востребована теми, кто приближается к 60 годам, но мне писали письма даже молодые люди, которых я встречал по пути, поэтому я понял, что молодым это тоже интересно. Мою книгу, естественно, можно и нужно рассматривать как руководство к действию, и даже справочник для тех, кто захочет использовать мой опыт, так же как и я использовал опыт других путешественников. Я старался передать все события в книге искренне, с юмором и эмоционально, так, как это и было на самом деле. Как получилось судить читателям. Мою книгу «Есть ли жизнь после 60-ти, или Вокруг света на велосипеде» можно прочитать на моем сайте www.sakhnov.org, и при желании скачать без всякой оплаты. Сейчас готовится к изданию бумажный вариант, новости о выпуске книги можно узнать на моем сайте.
- Как сейчас складывается твоя жизнь - творческая и обыденная? Какие планы на будущее? Возможно, есть задумки на следующее путешествие? Или сразу на несколько?
- На Аляске я открыл свой «Клондайк»: нашел хорошую сезонную работу и возвращаюсь теперь сюда каждый год. Работаю на том же судне и в ближайшее время планирую получить капитанскую лицензию, дающую мне право командовать судами прибрежного плавания в водах США. С ноября по март я продолжаю путешествовать и уже совершил два одиночных похода по зимней Аляске и Байкалу. Естественно, я пишу об этом книги, а также веду блог на сайте www.amurinfo. Мои зимние пешие путешествия являются подготовкой для будущих походов на Южный и Северный полюса. В планах: обучение вождению небольшого самолета и получение лицензии на его управление, для этого я уже совершил в прошлом году ознакомительный полет в летной школе в Калифорнии. С накоплением летного опыта планирую облететь земной шар за штурвалом самолета. Все это как раз и является выполнением моей программы «В 60 жизнь только начинается»!
- Ну, и конечно, когда вернёшься из своего очередного путешествия, то первое интервью мне. Договорились?
- Без проблем, но ещё лучше – поехали вместе, уведешь всё собственными глазами!
- Спасибо, я подумаю, может ты и прав и стоит иногда забывать про дату своего рождения и груз возраста!
Беседу вел Сергей Сальников, автор журнала «Флорида». Специально для «Бесплатной газеты».
Фото из архива Сергея Сахнова.

От редакции. Мы предложили капитану Сахнову начать в газете рубрику «Жизнь после 60-ти». Он принял наше предложение. Так что с октября – милости просим в путешествия. Пока на бумаге, а там, кто знает, может быть, кто-то из наших читателей, последуя примеру Сергея Сахнова, тоже «поднимет кливер» и, оставив за кормой долги и годы, отправится в путешествие? Но, как бы там ни было, новой рубрике быть. Поприветствуем ее и нашего нового автора писателя и путешественника Сергея Сахнова.
Tags: "Бесплатная газета", Журнала "Флорида", Морские истории, Сергей Сальников, Сергей Сахнов. Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments